Анализ новеллы Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»


1. История создания произведения.

Первая публикация «Кетервильского приведения» Оскара Уайльда состоялась в 1887 году. Впервые из-под пера Уайльда вышла новелла. В произведении сатирическое изображение буржуазного общества сочетается лирико-романтическим звучанием. Автор использовал при написании стиль комической поэзии — бурлеск, для которого характерно несоответствие образов и средств изображения серьёзности содержания.

Есть мнение, что Уайльд взял внешность привидения из истории, которая произошла с древнегреческим философом Афинодором. Философ однажды увидел в снятом им доме крайне истощённого старика. Его борода была длинна, волосы всклокочены, он гремел цепями, которыми были скованы его руки и ноги. Старик (привидение) показал Афинодору, где он тайно захоронен. Когда останки были перезахоронены с положенным обрядом, дух покойного больше не появлялся.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Кентервильское привидение» принято относить к прозаическому жанру — новелле, которая отличается от рассказа неожиданной развязкой. Сам писатель называл своё произведение «материо-идеалистическим романтическим рассказом». Такая характеристика, вероятно, отражает столкновение материального мира прагматичных американцев с потусторонним, таинственным миром.

3. Название произведения и его смысл.

Название новеллы «Кентервильское привидение» является, как принято, средоточием идеи произведения. Привидение — центральная фигура новеллы, сюжет построен на взаимодействии обитателей замка и привидения. Оно, как лакмусовая бумажка, проявило сущность каждого члена семьи, а кому-то помогло понять смысл жизни.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование идёт от лица автора, занимающего позицию стороннего, беспристрастного наблюдателя. Такой режим повествования нацелен на относительную объективность.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Жизнь, смерть и любовь.

Проблематика: Сознание прагматичных буржуа закрыто от размышлений о жизни и смерти материальными ценностями, они далеки от любви и сострадания к ближнему.

Идея: Главное в жизни — быть хорошим, добрым человеком, думать не только о себе, но и о других людях, помогать им в несчастии. В этом состоит любовь к ближнему, а любовь сильнее жизни и смерти.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Семья американского посла в Великобритании селится в замке Кентервиль, отягощённом привидением сэра Симона, который в 16 веке убил свою жену леди Элеонору. Глава семейства мистер Отис при покупке замка на сообщение о наличии в нём привидения отреагировал своеобразно: покупаю вместе с мебелью.

Покой призрака с вселением в замок американской семьи был нарушен. Никто не трепетал и не пугался кровавых пятен или раскатов грома. Привидению советовали смазать ржавые цепи, принять микстуру от кашля. Младшие сыновья, близнецы изводили несчастного призрака всевозможными проделками. В результате измученный дух сэра Симона заболел.

Старшая дочь Отисов Вирджиния, девушка чуткая и добрая, случайно находит потайную дверь в зал, где обитает привидение. Ещё ей становится известным пророчество, по которому упокоить душу сэра Симона поможет молитва за него юного и непорочного создания. Вирджиния хочет помочь безутешному, печальному призраку, который вызывает в ней сострадание.

Тем временем пропавшую Вирджинию безуспешно ищут по всему городу семья и жених. Девушка появляется внезапно в замке в полночь под громовые раскаты и с фамильными драгоценностями от благодарного сэра Симона. И вдруг зацвело сухое миндальное дерево во дворе.

Семейство Отисов хоронит найденные останки бывшего владельца замка в положенном месте. Семья живёт благополучно, а Вирджиния сочетается браком с любимым женихом.

7. Система образов произведения.

Мистер Отис — американский посол, типичный представитель американской цивилизации. Имеет представительную внешность.

Миссис Отис — приятная дама среднего возраста, сохранившая хорошую фигуру.

Вашингтон — старший сын Отисов, светловолосый юноша с прекрасными внешними данными.

Вирджиния — шестнадцатилетняя дочь Отисов, красивая, добрая.

Билл и Мартин — младшие сыновья Отисов, близнецы, шалуны, драчуны, в семье носят прозвище «звёзды и полосы», так как их постоянно порют.

Привидение (сэр Симон де Кентервиль) — старый человек, седые волосы которого падают ниже плеч, в лице его — крайняя бледность, а вокруг глаз — чернота, он облачён в заплатанные лохмотья одежды старинного покроя.

Герцог Чеширский — красивый молодой человек, влюблённый в Вирджинию, её будущий муж.

8. Композиция произведения.

Завязка — покупка замка Кентервилей мистером Отисом.

Развитие действия: вселение семьи в новое жилище; разговор о кровавом пятне; попытки вывести пятно и избавиться от скрипа цепей при помощи машинного масла; козни близнецов; упадочное настроение привидения от безнадёжности запугать американцев.

Кульминация: общение Вирджинии с привидением, её решение помочь сэру Симону и её исчезновение.

Развязка: Возвращении Вирджинии, которая вымолила прощение грешной душе сэра Симона.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В новелле автор мастерски применил приём парадокса, создающий комический эффект. Например, привидение пугается чучела (привидения), сооружённого близнецами, и страдает от их проделок. Экономку, падающую в обмороки при виде призрака, мистер Отис быстро излечивает от такой чувствительности обещанием вычесть из жалования. В этом случае юмор писателя подчёркивает американскую прагматичность.

10. Отзыв о произведении.

Замечательно, что поучительность «Кентервильского привидения» содержится в развлекательном повествовании. Новелла ненавязчиво пробуждает добрые чувства.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Анализ сказки Оскар Уайльд «Звёздный мальчик»