Анализ поэмы Цветаевой «Крысолов»


1. История создания произведения.

Замысел поэмы возник у Марины Цветаевой в 1923 году, но приступила она к ней только в марте 1925 года, находясь во Вшенорах (село в Чехии). Завершена поэма была уже в Париже, в ноябре этого же года. Впервые «Крысолов» был издан в пражском журнале «Воля России». Поэма публиковалась по главам в 1925−1926 гг.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

М.И. Цветаева сама определила жанр поэмы как лирическая сатира (на быт). Немецкий философ Гегель утверждал, что понятия сатира и лирика несовместимы. Так же считают многие литературоведы. Но это не означает, что Цветаева допустила ошибку в определении жанра своей поэмы. Ещё в античности был взгляд на сатиру как на один из видов лирики, в котором высмеиваются общественные и человеческие пороки. В «Крысолове» явственно соседство смеха в разных формах с возвышенным лиризмом. Таким образом, поэма «Крысолов» представляет редкий жанр — лирическая сатира.

3. Название произведения и его смысл.

«Крысолов», как всякое название, отражает главную мысль произведения. Образ Крысолова неоднозначен. Он символизирует поэзию, искусство. Слово искусство Цветаева увязывает со словом искус, то есть искушение. Поэзия с одной стороны — отрыв от быта и пошлости, с другой — земной соблазн, уводящий к иллюзиям.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В повествовании голос автора прорывается иронией и сарказмом в диалогах персонажей. Голоса бюргеров, крыс, пение флейты, голоса детей — в этом многоголосье задан быстрый ритм поэмы.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Поэзия (искусство) и самодовольный буржуазный Быт.

Идея: Неодолимость противоречия между поэзией и пошлостью; опасная природа искусства.

Музыка флейты в поэме — двусмысленная сила, способная разрушить устоявшийся бюргерский быт, «нэпманскую» жизнь крыс и увести детей, завораживая их «раем», в смерть.

Проблематика: В нашествии крыс явно проступает сходство с большевистской революцией. Отъевшиеся, разжиревшие крысы символизируют угасание революционной романтики, в их образах — издёвка над так называемой «революционностью масс», основанной всего лишь на зависти к богатым и жажде обогащения.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основу сюжета поэмы положена старинная немецкая легенда. Действие происходило в 13 веке. Город Гаммельн наводнили крысы. Бродячий музыкант предложил горожанам свои услуги в избавлении города от этой беды. Чарующими звуками флейты вызвал он мерзких тварей, обосновавшихся в домах и амбарах, заманил в реку, и крысы утонули. Однако горожане не рассчитались с Крысоловом, удержали обещанную плату. Тогда обиженный музыкант в воскресенье, когда взрослые были в церкви, выманил своей флейтой детей гаммельнцев, привёл их на гору, и эта гора поглотила детей.

Цветаева в поэме легенду переработала на свой лад. Крысы заполонили город Гаммальн в наказание за сытое самодовольство и равнодушие горожан, за отсутствие духовности в их жизни. Музыканту обещана была награда не деньгами, а женитьбой на Грете бургомистровой, первой красавице города. Увод детей состоялся не только магией флейты, но и стремлением юных гаммельнцев освободиться от нудной школы, бездуховности в системе обучения, их желанием обрести свободу.

7. Система образов произведения.

Гаммельнцы — «сытые», самодовольные и ограниченные бюргеры.

Бургомистр — глава города, самый богатый горожанин, символ Быта.

Крысы — революционеры, из категории «голодных» перешедшие в «сытых». Кроме того, крысы символизируют суетные земные заботы.

Крысолов — спаситель и искуситель одновременно, символ Поэзии (искусства). Образ искусителя, способного завораживать иллюзорным «раем», несомненно, инфернальный.

Грета — дочь бургомистра, красавица, мечтательница, не похожа на родителей. Грета — символ Души, за которой охотится Крысолов.

8. Композиция произведения.

Поэма состоит из шести глав. Первые две главы «Город Гаммельн» и «Сны» — предыстория событий. В них горожане — со своим укладом, порядком, снами скучными, положенными. И только Грете бургомистровой снятся «запахи, шёпоты… Все — и ещё что-то!».

Завязка в третьей главе — «Напасть» (нашествие крыс).

Развитие действия динамично. За бесчинствами революционных крыс следует объявление бургомистра, что отдаст свою дочь в жёны тому, кто «освободит город от тьмы крысиной», «будь то хоть бес, хоть жид». Незамедлительно входит в город «человек в зелёном — с дудочкой», и вот уже под пение флейты о красотах Индостана размечтавшиеся крысы уходят из города и незаметно для себя тонут в реке (глава «Увод»).

Кульминация: ликующие и радостные гаммельнцы во главе с бургомистром считают невозможным выдать первую девушку города за какого-то музыканта (глава «В ратуше»), они решают наградить Крысолова футляром для флейты. Крысолов разгневан.

Развязка. В последней главе «Детский рай» Крысолов соблазняет детей всякими занятными и приятными для них вещами, он уводит их своей сладкоголосой флейтой из города, как и крыс, к реке. И — «Муттер, ужинать не зови! Пу-зы-ри».

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Организующее значение в поэме имеют ритмы и разнообразные голоса и интонации: пение флейты, шествие крыс, фразы которых напоминают революционные лозунги, реплики горожан. Каждому герою и персонажу соответствует характерная для него звукопись. Например, крысам — чёткий ритм, а крысолову — напевность.

10. Отзыв о произведении.

Борис Пастернак в письме к Цветаевой назвал поэму «Крысолов» удивительно молодой вещью, «с проблесками исключительной силы». С ним трудно не согласиться. При всей неровности поэмы языковое богатство, ритмическая мощь и смысловая глубина её завораживают, как флейта.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Цветаевой «Повесть о Сонечке»
  • Анализ поэмы Цветаевой «Приключение»