Анализ повести Гайдара «Военная тайна»


1. История создания произведения.

Когда А.П. Гайдар работал корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда», он начал писать повесть «Военная тайна». Начав ее в 1932 году, писатель хотел назвать произведение «Такой человек», однако затем он решил сменить название на «Мальчиш-Кибальчиш». Вскоре А.П. Гайдар в своих дневниковых записях отмечает, что хочет назвать повесть «Военной тайной», потому что акцент поставлен именно на этом.

Впервые часть повести вышла в газете «Пионерская правда» в 1933 году. Называлась она «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Вскоре это произведение было выпущено отдельной книгой с иллюстрациями В.М. Конашевича.

В 1935 году журналом «Красная новь» повесть была опубликована в полном объеме, в это же время в Детгизе она вышла отдельным изданием.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров). «Военная тайна» относится к жанру повести, однако она имеет ряд особенностей. В произведение включены элементы разных жанров: детективный и приключенческий жанр, который так интересен детям; повесть «производственного» характера, которая в основном направлена на взрослых; элементы воспитательного романа; сказочные мотивы, на что указывает и одно из названий повести.

3. Название произведения и его смысл. Название произведения весьма символичное. Сам А.П. Гайдар рассуждал по поводу заглавия своего произведения: он отмечал, что «Военная тайна» названа «по сказке», в которой задается 3 вопроса. Отмечается, что у Красной Армии есть тайна, однако она не совсем является тайной. Как отмечает в своих рассуждениях писатель, армия знает, «за что она борется».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется так, что субъективное начало тесно связано с объективным планом, и наоборот.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

В повести «Военная тайна» поднимается тема единения людей.

А.П. Гайдар поднимает проблемы воспитания, которые проявляются в различных аспектах. Причем автор показывает, что новое поколение воспитывается в соответствии с принципом коллективного воспитания. Подрастающее поколение описывается как часть пионерской организации, как часть единого коллектива. А.П. Гайдар особое внимание уделяет проблеме формирования ребенка в условиях коллективного сознания. Обширность воспитательной проблематики проявляется в сочетании взглядов и воспитателей, и воспитуемых. Подчеркивается их единство и всеобщее слияние.

Главная мысль всего произведения заключается в том, что Родину нужно защищать каждый день, независимо от того, военное это или мирное время. Честь и справедливость – вот чему учит читателей А.П. Гайдар.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

События повести «Военная тайна» разворачиваются на территории пионерского лагеря «Артек». Автор не случайно выбирает это место действия, потому что «Артек» являлся своеобразным олицетворением единства и коллективности.

В основу сюжета легло то, что героиня Натка приезжает работать в лагерь, хотя всю жизнь она мечтала стать летчицей или капитаном парохода. Натка знакомится с мальчиком, которого звали Алька. Он рассказывает историю-сказку о Мальчише-Кибальчише, который, несмотря на различные пытки, не рассказал военную тайну.

После трагичных действий, в результате которых погибает Алька, Натка понимает, что воспитывать детей – ее призвание.

7. Система образов произведения.

Главными героями повести «Военная тайна» являются Натка, которая приходит к выводу, что она хочет заниматься воспитанием молодого поколения; Алька – храбрый и справедливый мальчик, который трагично погибает в конце произведения. Писатель показывает гибель героя в соответствии с реальной действительностью.

А.П. Гайдар рисует коллектив детей как единое целое. Всех ребят объединяет патриотизм: они хотят защищать свою Родину даже в мирное время.

Важное место в повествовании занимает персонаж сказки Альки – Мальчиш-Кибальчиш. Он является воплощением революционного идеала.

8. Композиция произведения.

Композиция «Военной тайны» отличается от композиций других произведений писателя тем, что внутри повести есть сказка о Мальчише-Кибальчише.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Стилевыми особенностями повести «Военной тайны» является то, что писатель использовал традиции фольклора. Ритмизированная речь сочетается в то же время с социально-бытовой обстановкой, нарисованной в повести. Сюжетная и фабульная сложность, многофигурность повести находятся в единении с лиризмом и приподнятостью повествования.

10. Отзыв о произведении.

Повесть «Военная тайна» совмещает в себе признаки сказки и реальной действительности, что делает произведение А.П. Гайдара интересным. Повесть заставляет читателей, в частности детей, задуматься о смысле своего существования.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Гайдара «Тимур и его команда»
  • Анализ рассказа Гайдара «Чук и Гек»
  • Анализ повести Гайдара «P.B.C.»
  • Анализ повести Гайдара «Школа»