Анализ повести Толстого «Юность»


1. История создания произведения.

Над целой трилогией, в которую входит повесть «Юность», Л.Н. Толстой работал с 1851 по 1856 год. Над последней частью цикла писатель работал в 1856 году. Уже в сентябре автор завершает произведение, но остается недовольным им. Однако положительная оценка А.В. Дружинина дает повод Л.Н. Толстому опубликовать свое произведение в «Юности».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Юность», как и другие произведения трилогии, является автобиографической повестью. В ней отобразились все душевные переживания автора, которые сначала были зафиксированы в его дневнике, а затем вылились в творческой форме в повесть «Юность». Автор выбирает жанр повести, так как с ее помощью можно было ярко описать внутренний мир героя.

3. Название произведения и его смысл.

Название всей трилогии – «Детство. Отрочество. Юность». Л.Н. Толстой хотел показать основные этапы развития личности и формирования его характера. Юность – это более осознанная пора, в отличие от первых двух стадий.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от первого лица. Роль рассказчика выполняет главный герой произведения – Николай Иртеньев. Такая форма повествования позволяет увидеть все события глазами непосредственного участника. Помимо достоверности, это дает близость читателя с главным героем. Диалог рассказчика и читателя позволяет наиболее точно и ярко раскрыть душу главного героя.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Повесть начинается размышлениями Николая о том, когда именно начинается пора юности. Центральный персонаж приходит к выводу о том, что она приходит, когда человек сам к этому готов, когда он хочет самосовершенствоваться дальше. Этот переход от отрочества к юности и становится основой повествования. Автор поднимает проблемы смысла жизни, цели человеческого существования. Главный герой произведения старается понять свое «я» со всеми достоинствами и недостатками. Нравственное очищение и обновление – вот главная идея Л. Н. Толстого.

Большое внимание писатель уделяет в повести теме дружбы и мотивам воспоминания. Рассказчик вспоминает свое прошлое с трепетом и теплом. Память о матери, о доме окрашены яркими красками.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит жизнь шестнадцатилетнего Николая. Он уже думает о своем будущем, о своем жизненном предназначении, поэтому показано, как герой готовится к экзаменам. Чтобы понять самого себя, Иртеньев старается вести дневник.

В дом к Николая приезжает монах, и главный герой исповедуется ему, но забывает рассказать о своем самом большом грехе. Исповедавшись, Николай чувствует себя нравственно очищенным человеком.

Николай сдает экзамены и поступает в университет. Почувствовав, наконец, себя взрослым, герой покупает табак и трубку. Однако Нехлюдов останавливает героя и пытается увести его с ложного пути. Николай сравнивает Нехлюдова с другими товарищами и понимает, что хочет быть похожим не на друга, а на «неправильных» знакомых. Нехлюдов все же разрешает внутренний спор между ними. Николай чувствует себя комфортно лишь в общении с ним.

Николай не может выбрать то, как ему правильно себя вести. Это делает героя несчастным. Тогда главный герой вспоминает о той тетради, в которой записывал «Правила жизни», записывает себе новые правила и решает жить по ним.

7. Система образов произведения.

Особое внимание Л.Н. Толстой уделяет не действию, а описанию внутреннего мира главного героя. Писателю было важным показать нравственные искания Николая Иртеньева, его жизненный путь.

Николай обладает качеством саморефлексии. Герой думает о своей жизни и о своих поступках. Самопроверка, стремление к лучшей жизни – вот что характеризует центрального персонажа повести «Юность».

Важным образом в произведении является Дмитрий Нехлюдов, друг Николая. Он нравственно чист, он честен с собой и другими. Благодаря советам и помощи Нехлюдова Николай не оказался на ложном пути.

Противопоставлены образу Нехлюдова Володя и Дубков. Это настоящие моты, которые ищут от жизни лишь удовольствие и развлечения.

8. Композиция произведения.

Повесть «Юность» состоит за отдельных глав. Каждая глава – это отдельный эпизод жизни главного героя. Они содержат какую-то мысль о человеческой жизни в целом.

Повесть не обладает сложным сюжетом или огромной динамикой действия, потому что композиционно повесть построена на передаче внутреннего состояния героя.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный прием, которым пользуется Л.Н. Толстой, - психологизм. На нем построена вся повесть. «Диалектика души» - главный замысел писателя.

10. Отзыв о произведении.

Повесть «Юность», как и вся трилогия Л.Н. Толстого, показала искания человеком собственного пути. Для подрастающего поколения это произведение очень актуально.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Толстого «Детство»
  • Анализ повести Толстого «Отрочество»