Анализ рассказа Чехова «Дама с собачкой»


1. История создания произведения.

«Дама с собачкой» была написана в 1898 году после поездки в Ялту, где он наблюдал жизнь отдыхающих. В 1899 году произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Отдельные критики называют «Даму с собачкой» повестью, но произведение имеет все признаки рассказа: одна сюжетная линия, касающаяся судьбы только двух героев, и недостаточный для повести объём.

3. Название произведения и его смысл.

Почему рассказ называется «Дама с собачкой»? Во-первых, белый шпиц Анны Сергеевны помог Гурову познакомиться с хозяйкой, он был свидетелем всех стадий развития отношений героев. Во-вторых, «Дама с собачкой» имеет смысловую перекличку с «Дамой с камелиями». В-третьих, «собачка» может иметь значение замочка, на который герои закрывали свою тайную жизнь от всех. В 19 веке были нередки замки в виде фигурок собак.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведётся от третьего лица, что даёт возможность автору изображать внутренний мир героев, открывать его читателям, комментировать психологические процессы персонажей со стороны.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Верность и измена, семейные узы и тайная связь.

Чехов вновь обращается к той же теме, что и в рассказе «О любви». В «Даме с собачкой» герои переходят ту грань, которая пугала Алёхина и Анну Алексеевну. Имя героини опять же — Анна. И оно невольно вызывает ассоциации с Анной Карениной Толстого. Вряд ли Чехов случайно выбрал это имя.

Идея: Человек должен жить, не забывая «о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве».

Что такое подлинное человеческое достоинство? Это сознание в себе образа и подобия Божия, что помогает постичь смысл земного бытия. Оставаясь вне этого осознания, человек не может разрешить больные вопросы своей жизни, они остаются открытыми. И в рассказе восклицания Гурова «Как? Как? Как?» остаются без ответа. Вопрос открыт, рассказ преднамеренно незавершён.

Проблематика: Время как противопоставление вечности, как препятствие полноте счастья в земной любви.

На поверхности в рассказе идёт речь о человеческом счастье. Возможно ли оно, и при каких условиях? Мы живём в трёхмерном мире, и время безвозвратно уносит в прошлое мгновения счастья. Только раз, в Ореаде, рядом с церковью Покрова Божьей Матери, прониклись Гуров и Анна Сергеевна ощущением вечности. В земной жизни она проявляется в бесконечности времени. По выражению Чехова, — «дурной бесконечности».

Л.Н. Толстой назвал чеховских Анну Сергеевну и Гурова «почти животными», потому что они не различают добра и зла. Но, скорее, этих людей можно назвать очень одинокими, их любовь — это попытка спастись от одиночества. Им кажется, что вот-вот «решение будет найдено», и у них начнётся прекрасная жизнь. Настоящего спасения от безнадёжного одиночества не получается, этой любовью они только усилили свои гибельные муки в аду «дурной бесконечности».

Чехов оставляет финал открытым, он не берёт на себя решение этой проблемы, он даёт лишь намёк, что проблема эта — отдельное проявление скрытого хода истории, который высится над скоротечностью времени.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Гуров Дмитрий Дмитриевич знакомится в Ялте с Анной Сергеевной («дамой с собачкой). Завязывается курортный роман. У героя есть жена и трое детей, героиня тоже замужем. В браке оба несчастливы: одному жена кажется «нудной», другой муж кажется «лакеем». Пошлый адюльтер неожиданно для Гурова переходит во влюблённость. Но отдых заканчивается, и приходит пора расставаться. Герои возвращаются к прежней жизни. Гуров полагает, что скоро забудет о последнем курортном романе. Но образ Анны Сергеевны не оставлял его, и герой едет в город, где она живет, надеясь увидеть возлюбленную. Гурову удалось встретить её в театре. Как оказалось, Анна Сергеевна тоже неотступно думала о нём. Она просит его уехать, так как в провинции всё на виду, и обещает приехать к нему в Москву.

С этих пор они ведут двойную жизнь. Анна Сергеевна регулярно приезжает к нему, они встречаются в гостинице. Оба страдают ото лжи, двусмысленности их отношений, не знают, как выйти из этого положения. Герои любят друг друга, несчастны, но надеются на лучшее будущее.

7. Система образов произведения.

Дмитрий Гуров. Ему под сорок, он из Москвы, его рано женили, и у него уже трое детей. По образованию филолог, но работает в банке. Жену не любит и боится её. По-видимому, у неё деспотичный нрав. Она, на его взгляд, неизящная, кажется ему недалёкой, хотя она много читает. Дети ему, в сущности, безразличны. На стороне заводит интрижки. Вереница адюльтеров с легкомысленными и безнравственными женщинами породила в нём неуважение к женщинам вообще. Он считает их «низшей расой», но женщинам он нравится. Гуров, в сущности, несчастен. Он служит в банке, будучи по призванию филологом, он живёт с нелюбимой женщиной, а в мимолётных романах утешения не находит. При таком муже и отце жена и дети его тоже несчастны. Он постоянно оставляет их, измена для него — обычное дело.

Анна Дидериц. Родом из Петербурга, живёт с мужем в провинциальном губернском городе. Ей неинтересна жизнь мужа, она толком не знает, где он служит. По её мнению, он «хороший, добрый человек», но «лакей». От скучной провинциальной жизни ей хочется вырваться на свободу. Грезя о «небе в алмазах», она бросилась в Ялту под предлогом выдуманной женской болезни. Таким образом, Анна Сергеевна была морально готова к «приключению». Когда оно случилось, ей было тяжело от сознания своего падения. По сути своей она порядочная и честная. Чехов описывает её в «унылой позе, точно грешница на старинной картинке». Но, и полюбив своего соблазнителя, она не становится счастливее.

8. Композиция произведения.

Ещё современниками Чехова было замечено, что в «Даме с собачкой» классическая сюжетная схема отсутствует. Трудно разобраться, где в нём завязка, где — кульминация. «Точки в конце» (Набоков) просто нет. Центральным событием с натяжкой можно назвать преображение курортного романа в серьёзные чувства, но как это происходит, читатель не видит, это событие остаётся вне поля зрения.

Пожалуй, смысловая (не сюжетная) кульминация рассказа — размышление героев о вечности в Ореанде, над шумящим морем, возле храма. Гуров думает, как прекрасно всё устроено в мире, и только человек всё портит своими мыслями и делами, когда не помнит о «высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве».

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Большое значение в рассказе имеет художественная деталь. Так, белый цвет в одежде Анны Сергеевны подчёркивает её чистоту и невинность. Противоречивость Гурова подчёркнута его отзывом о женщинах как о «низшей расе» и его неспособности обойтись без них и двух дней, его чувстве комфорта в женском обществе.

10. Отзыв о произведении.

Без всякой назидательности Чехов выразил в рассказе своё отношение к проблеме измен в семье. Как повествователь, он держится отстранённо, не ставит точки над i. Чехов лишь подталкивает читателя к размышлению о любви и её превратностях. Но у него эта проблема ставится в контексте понятий времени и вечности, то есть она приобретает религиозный характер. И это верная постановка проблемы, так как все вопросы о смысле бытия вне религиозного поиска приводят к абсурду.

Чехов поставил вопрос в правильном контексте. И на него только один верный ответ: в основе неразличения добра и зла, непонимания смыла жизни, поисков наслаждений лежит бездуховное миросозерцание. Способность различить добро и зло даётся при религиозном взгляде на мир, когда есть абсолютный критерий. Способность понимания другого человека, возможность сближения с ним обретается только способностью к самой высокой, в евангельском смысле, любви. Только высшая точка отсчёта (вера) даёт понимание, что наслаждение — не смысл жизни. В противном случае остаётся только удовлетворять свои физиологические потребности, а когда всё опротивеет, — "разбежаться и хватить лбом об угол сундука".




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Налим»
  • Анализ рассказа Чехова «О любви»
  • Анализ рассказа Чехова «Ванька»
  • Анализ рассказа Чехова «Вишневый сад»