Анализ рассказа Чехова «Мальчики»


1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа «Мальчики» состоялась в 1887 году, в «Петербургской газете». Автором значился Антоша Чехонте. В более поздней редакции, уже в собрании сочинений, Чехов существенно проработал психологию мальчиков, усилил различия в их характерах. Автор внёс поправки в текст, исключая из него вульгаризмы и просторечие.

Есть предположение, что в сюжет рассказа подсказал Чехову случай — встреча с двумя московскими гимназистами, игравшими в индейцев. Писатель даже выкурил с ними трубку мира, а «краснокожие» одарили его поплавком.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Мальчики» — это рассказ, так как произведение невелико по объёму, число действующих лиц ограничено, повествуется об одном эпизоде.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Мальчики» содержит указание на них как на причину происшествия и на то, что именно с мальчиками происходит такое. Это типичная ситуация. Растущим мальчишкам хочется бежать за приключениями, совершать какие-то подвиги. Так в мальчиках пробуждается мужское начало.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица (от автора). Автор может занимать нейтральную позицию в своём повествовании, может каким-то образом выразить своё отношение к героям и ситуации. В данном случае на протяжении всего рассказа чувствуется его добрая ирония. С улыбкой повествует автор о поведении мальчиков, о плане их побега, об их предполагаемой жизни в Америке.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Мечта мальчиков о дальнем странствии.

Идея: Мальчишеские мечты о побеге в далёкую страну, о подвигах — естественная болезнь роста нормального мужчины.

Чехов называл такие мечты слабым симптомом доброкачественной заразы, распространяемой на земле от подвига.

Проблематика: Влияние книг на фантазии детей, их поступки (в данном случае — романы об индейцах); мир детей и мир взрослых, их взаимоотношения.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

На рождественские каникулы приезжает домой гимназист Володя Королёв с товарищем Чечевицыным, который называет себя Монтигомо Ястребиный коготь. Поведение Володи в этот приезд резко отличается от предыдущего его пребывания дома. Володя не участвует ни в играх с сёстрами, ни в подготовке к празднику, он занят какими-то секретными разговорами с Чечевицыным. Девочкам удалось подслушать, что мальчики замышляют бежать в Америку, и всё у них уже готово. Незадачливым путешественникам далеко убежать не удалось: их задержали в Гостином дворе, где они всех расспрашивали о месте продажи пороха.

7. Система образов произведения.

Главные герои — гимназисты 2-го класса Володя Королёв и господин Чечевицын, Монтигомо Ястребиный коготь. На протяжении всего рассказа автор противопоставляет из друг другу.

Володя — белый и пухлый, весёлый, разговорчивый. Он добросердечен и очень любит свою семью. Он пытается соответствовать своему суровому другу и поэтому ведёт себя не так, как всегда. Но в душе его живёт привязанность к родителям, мягкость и доброта. Володя переживает, что своим побегом он причинит боль родным, отсюда его сомнения в правильности решения. Он плакал, говорил, что «маму жалко». После неудачного побега Володя полон раскаянья.

Чечевицын — худой, смуглый, в веснушках. У этого героя узкие глаза, толстые губы, щетинистые волосы. Словом, далеко не красавец. Ещё и тяжёлый нрав: угрюмый, молчаливый, за всё время ни разу не улыбнулся. Он сердито спрашивает и гордо отвечает. Однако девочки Чечевицыным восхищаются, они видят в нём героическую натуру, неустрашимого человека. Не случайно он выбрал себе имя Монтигомо Ястребиный коготь из романа Фенимора Купера. Этот мальчик отличается целеустремлённостью, он не отступает от своей мечты и убеждает Володю бежать вместе с ним. Неудача не сломила гордого мальчика. Он не чувствует своей вины, семья для него, по-видимому, ничего не значит. Чечевицын так и не понял, что был виновником беспокойства и страданий родителей товарища. При таком складе характера господин Чечевицын, возможно, станет революционером.

8. Композиция произведения.

Экспозиция рассказа — приезд Володи. Завязка — момент, когда Володя представил своего товарища. Развитие действия — непонятное поведение героев. Кульминация — Чечевицын уговаривает колеблющегося Володю бежать с ним. Развязка — возвращение несостоявшихся путешественников.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор использует такие художественные приёмы, как сравнение, противопоставление. Например, Чечевицын сравнивается с кухаркиным сыном (по внешности), с тигром или львом, героем (в восприятии девочек), себя Чечевицын представляет лихим индейцем(Монтигомо Ястребиный коготь). Противопоставление — предыдущий приезд Володи и этот приезд; Володя, подавший идею побега, и Володя, горько плачущий перед побегом.

10. Отзыв о произведении.

Лев Толстой дал высокую оценку рассказу «Мальчики». Действительно, образы детей даны Чеховым очень ярко, показаны их душевные переживания с мастерством детского психолога. Чехов понимает, что происходит в душах детей. Обычно взрослые этого не понимают, не помнят, как сами были детьми.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Жалобная книга»
  • Анализ рассказа Чехова «Каштанка»
  • Анализ рассказа Чехова «Забыл»
  • Анализ рассказа Чехова «Пересолил»