Анализ рассказа Чехова «Шуточка»


1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа А.П. Чехова «Шуточка» состоялась в марте 1886 года в журнале «Сверчок» за подписью автора — «Человек» без селезёнки». В 1899 году Чехов переработал рассказ перед изданием собрания своих сочинений. В результате переработки главный герой перестал быть остряком и приобрёл черты интеллигентности. Изменилась развязка: герой не женится на Наденьке, а навсегда уезжает из провинциального города.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Жанр произведения — рассказ. «Шуточка» небольшого объёма, задействованы только два лица, прослеживается одна сюжетная линия.

3. Название произведения и его смысл.

Почему Чехов назвал рассказ «Шуточка», а не «Шутка»? Название, как правило, отражает смысл произведения. В слове шуточка содержится оттенок пренебрежения, чего-то мелкого и даже низкого. Так можно назвать поступок, когда кто-то посмеялся над тем, над чем шутить не принято. В слове шуточка есть оттенок иронии, оно обозначает отрицательное явление.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Субъект повествования — герой рассказа. Повествование от первого лица предполагает субъективность в описании событий. Воспоминания рассказчика о прошлом не лишены самоиронии.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Безответственное отношение к слову и к чувствам другого человека.

Идея: Нельзя шутить над чувствами человека, нельзя в шутку признаваться в любви, человек должен нести моральную ответственность за свои слова.

Сказано: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Молодой человек мучил Наденьку своим шутливым признанием в любви, но у неё всё сложилось благополучно: муж и трое детей. Герой же пребывает в одиночестве и тешит своё самолюбие мнением, что катание с ним с горы осталось для Наденьки самым прекрасным воспоминанием.

Проблематика: Подлинная сущность смелости и трусости.

Герой рассказа упрекает девушку в трусости и малодушии, так как она очень боится скатиться с крутой горы, что для девушки естественно, и ничего в этом постыдного нет. Тем более что она преодолела свой страх. Смелость молодого человека фальшива, он ребячится, он ведёт себя не как взрослый человек. Герой «напроказил», а об ответственности не думает.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Молодой человек пригласил девушку Надю кататься со снежной горки, очень крутой. Наденька боялась, но он её всё же уговорил. На спуске, когда в ушах героев остервенело выл ветер, рассказчик произнёс вполголоса: «Я люблю вас, Надя!». Но внизу молодой человек становится деланно равнодушен, и Наденька сомневается в источнике этих слов: кавалер ли сказал или ветер принёс? Она, терзаемая сомнениями, соглашается прокатиться ещё, и снова приятель её «шутит». Ей не удаётся определить источник слов, так как ветер силён, спуск её пугает, она не может сконцентрироваться. Тем не менее, Наденька привыкла к этим словам, как к морфию. Так продолжалось до самой весны.

Однажды вечером герой увидел, как печальная Наденька стоит на крыльце, он из-за забора вновь произнёс заветные слова, и девушка вскрикивает от счастья, протягивая ветру руки. А молодой человек идёт укладываться к отъезду. Позднее Надя вступила в брак, родила троих детей. Рассказчик, став старше, не мог объяснить, зачем он шутил, но самонадеянно утверждает, что воспоминания об их катаниях для неё самые трогательные и прекрасные.

7. Система образов произведения.

Рассказчик, молодой человек без имени, в начале рассказа предстаёт перед читателем смелым лихачом, которому с горы на санках прокатиться одно удовольствие. Наденьку он подбивает на катанье, упрекая в трусости. Смел ли он в действительности, если играет с чувствами девушки, мучает её, но не признаётся в некрасивом своём поступке? Ещё напоследок «пошутил» над ней из-за забора и просто уехал, даже не простившись с ней. Ведь ему нравилась Наденька, временами он любовался ей, но свёл он всё к «шуточке», боясь серьёзности и ответственности.

Надя — молодая и неопытная девушка, с чистой душой, принимает слова «Я люблю вас, Надя!» как очень важные слова. Ведь в 19 веке после таких слов положено было делать предложение руки и сердца. Она ждёт любви и счастья, но молодой человек цинично шутит словами признания в любви, они для него ничего не значат. Он просто бросает их на ветер под жужжание полозьев. Эта игра обернулась для девушки тоской и чуть ли не психическим расстройством. В конце рассказа Наденька вышла на крыльцо и подставила ветру унылое, плачущее лицо. В это время герой опять подло пошутил, и она, радостная и счастливая, протягивает руки навстречу ветру.

8. Композиция произведения.

Завязка: Герой умоляет Надю съехать с горки на санях, потом экспериментирует с признанием в любви, после становится равнодушным, Надя озадачена.

Развитие действия: Надя томится неизвестностью, привыкает к катанию, к словам молодого человека, в ней зародилось чувство любви. Герой наблюдает за её страданиями, демонстрируя равнодушие.

Кульминация: Уже весной, грустная Наденька со слезами подставляет лицо ветру и вдруг снова слышит слова любви, которые делают её радостной и красивой. Герой уезжает.

Развязка — осмысление жизни героем в эпилоге. В нём звучит мотив относительности счастья, сожаление о своей шутке. Ведь она обернулась для него пустотой.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор использует деталь, которая подсказывает читателю недостающее пояснение в тексте. Например, полёт с горы на санях рассказчик называет «низвержением в бездну». Далее намёк на одержимость героя инфернальными силами усугубляется: «Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с рёвом тащит в ад». Действительно, кто может действовать так холодно, расчётливо, так цинично шутить над самым прекрасным чувством? Только человек, попавший под влияние тёмных сил.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Шуточка», безусловно, отличается художественными достоинствами, но концовка его вызывает грусть. Герой сам не ведал, что творил. Не понял и, повзрослев, зачем он так «шутил», заставляя человека страдать. Не понял смысла жизни, не стал и счастлив.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Тоска»
  • Анализ рассказа Чехова «Хамелеон»
  • Анализ рассказа Чехова «Злой мальчик»
  • Анализ рассказа Чехова «Унтер Пришибеев»