Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»
1. История создания произведения.
Рассказ «Смерть чиновника» написан в 1883 году в конце июня, а 2 июля вышел в свет в журнале «Осколки». История, описанная в произведении, имеет отзвук реального события, произошедшего в Таганроге. Возник конфликт между почтмейстером и сортировщиком Щетинским, который после извинялся перед почтмейстером. Последний не принял извинений. Отчаявшийся сортировщик покончил с собой.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Произведение «Смерть чиновника» — рассказ, поскольку оно очень небольшого объёма, в нём одна сюжетная линия, два основных героя. Рассказ имеет характер анекдота: неожиданное событие и неожиданный финал.
3. Название произведения и его смысл.
В названии «Смерть чиновника» заключается намёк на содержание текста. В этом словосочетании есть некая смысловая несовместимость понятий. В названии автор делает акцент на том, что это смерть чиновника (не человека).
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведётся от третьего лица (авторское). Оно содержит оценочные суждения действий и комментарии. Автор придаёт ироничность интонации повествования.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Добровольное самоуничижение «маленького человека.
Идея: «…Среди людей нужно сознавать своё достоинство».
А.П. Чехов в письме к брату Михаилу высказывался, что своё ничтожество уместно сознавать перед Богом, перед природой, красотой, но только не перед людьми. Человек должен сознавать своё достоинство среди людей.
Проблематика: Безобиден ли «маленький человек» Червяков?
Уязвлённый комплексом неполноценности мелкий чиновник становится тираном по отношению к генералу. Высокопоставленный чиновник страшится Червякова, который выводит его из равновесия. «Безобидный» Червяков в своём добровольном пресмыкательстве — оплот всей системы чинопочитания и низкопоклонства.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В театре, на спектакле «Корневильские колокола», экзекутор Иван Дмитрич Червяков некстати чихнул и обрызгал сидящего перед ним генерала Бризжалова. Червяков извинился, генерал ему ответил: «Ничего, ничего…». Но беспокойство Ивана Дмитрича не покидает. Он вновь подходит к генералу с извинениями в антракте. И на другой день, уже обсудив ситуацию с женой, идёт к Бризжалову в приёмную объяснить, что он не нарочно чихнул на него. Ещё одна попытка Червякова отвести от себя подозрение генерала в злом умысле закончилась срывом Бризжалова на крик. Чиновник был повергнут в шок, кое-как доплёлся до дому, где лёг на диван прямо в вицмундире и умер.
7. Система образов произведения.
Червяков Иван Дмитрич, экзекутор (чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения), одержим пиететом по отношению к высоким чинам. В основе всех его извинений лежит принципиальное соображение, а именно: уважение к важной персоне — основа общества. Реакция генерала на его извинения очень удручает чиновника. Червяков производит впечатление весьма ограниченного человека, с узким взглядом на мир и с полным отсутствием человеческого достоинства.
Генерал Бризжалов, несмотря на высокий чин статского советника, выглядит в рассказе жертвой. Назойливые оправдания Червякова доводят Бризжалова, солидного человека, до исступления: затопал ногами и сорвался в крик «Пошёл вон!».
8. Композиция произведения.
Экспозиция рассказа: Червяков блаженствует в театре.
Завязка: Червяков внезапно чихает, брызги попали генералу на лысину.
Развитие действия: Череда попыток Червякова принести извинения генералу Бризжалову.
Кульминация: Генеральский крик «пошёл вон!».
Развязка: Чиновник Червяков умер
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В рассказе Чехов даёт героям «говорящие» фамилии. Фамилия Червяков образована от слова «червь», то есть «кольчатое животное, которое ползает, пресмыкается». Фамилия Бризжалов — от глагола брезготать («ворчать, кричать резким голосом»).
Созданию образа Червякова служат глаголы, повторяющиеся несколько раз. Среди них — глядел, чихнул, сконфузился, обрызгал, извиниться, объяснить, бормотал.
В самом начале рассказа автор задаёт иронический тон в характеристике Червякова. Делая зачин «В один прекрасный вечер», Чехов на его фоне характеризует героя — «не менее прекрасный экзекутор».
Автор интригует читателя внезапностью: «Но вдруг…». Тут же следует умозаключение о внезапностях, которыми полна жизнь. Внезапностью было не только чихание, но и весь ход событий рассказа до самой смерти чиновника.
10. Отзыв о произведении.
В этой забавной истории отразилась правда жизни. Для мелкого чиновника 19 века нередко сановник был предметом языческого поклонения до самоуничижения. Сохранилось ли такое явление в наше время? Нет, поколения, прошедшие социализм, демократию, хотя бы и с иллюзией равенства, стали горды и, вместо почитания, испытывают зависть и ненависть к высоким чинам. На низость люди больше готовы из-за денег. Акценты сместились.