Анализ рассказа Чехова «Спать хочется»


1. История создания произведения.

Рассказ «Спать хочется» А.П. Чехова впервые вышел в свет в 1888году в Петербургской газете. Чехов имел представление о состоянии недосыпающего ребёнка: ему в детстве приходилось учиться и работать в лавке отца. Идею рассказа «Спать хочется» писатель почерпнул из своего детства.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

По жанру «Спать хочется» — рассказ. Признаки рассказа в данном произведении:

• небольшой объём;
• число действующих лиц ограничено;
• повествование об одном важном эпизоде из жизни героини;
• важность детали в понимании характера героя;
• повествование от одного лица;
• выразительное, запоминающееся название.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Спать хочется» представляет собой безличное предложение. Эта безличная конструкция подчёркивает полную зависимость героини от внешних обстоятельств, которые она не в силах преодолеть.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от лица автора (третье лицо), но в авторскую речь часто вливается голос персонажа. И в ряду авторских оценок происходящего звучат оценки героини. Таким образом, героиня рассказа становится повествователем совместно с автором. Такой режим повествования даёт возможность глубже анализировать движения души героя произведения и насыщает текст эмоциональностью.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Дети, лишённые детства.

«Спать хочется» стоит в одном ряду с рассказом Чехова «Ванька», только судьба героини в рассказе «Спать хочется» ещё трагичнее.

Идея: Физическое и психическое насилие над ребёнком убивает в нём душу.

Постоянное истязание девочки бессонницей, работой без отдыха привело её к отупению, почти животному состоянию. Ничему не наученная, не имеющая базовых жизненных и этических понятий, она становится одержимой идеей убить ребёнка, мешающего ей жить.

Проблематика: Незащищённость детей законом, их бесправное положение «в людях»; безответственность хозяев перед законом за жестокое обращение с детьми, находящимися у них в услужении; формальность православия в народной среде: в доме постоянно горит лампада, а несчастный ребёнок доведён до отчаяния нещадной эксплуатацией; жизнь в бездуховной среде лишает ребёнка духовности, подводит к преступлению.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Девочка Варька тринадцати лет живёт «в людях» в доме сапожника. Она выполняет обязанности няньки и хлопочет по хозяйству. Хозяйственные поручения она выполняет днём, а ночью качает хозяйского ребёнка в колыбели. Постоянное недосыпание доводит её до галлюцинаций. Девочке невыносимо хочется спать, но такой возможности ей не предоставляют. Стоит Варьке задремать — и хозяйская брань с тяжёлым подзатыльником тут же возвращают её к реальности. Детский плач становится её неотвязным кошмаром. В состоянии, близком к помешательству, Варька находит простое решение проблемы. Она душит ребёнка и, смеясь от радости, тут же засыпает.

7. Система образов произведения.

В рассказе одна главная героиня — Варька. Это девочка-подросток 13 лет. Они с матерью пришли в город наниматься, после того как отец Варьки умер. В её сознании всплывает картина из прежней жизни в деревне, болезнь и смерть отца — первое её горе. Потом она видит, как они с матерью просят милостыню. Эти видения появляются у Варьки, когда ей невольно овладевает дремота, но окрики хозяев выводят её из состояния полусна, и замученная девочка снова топит печь, бежит в лавку, чистит картошку, ставит самовар, убирает комнаты, моет лестницу. Мысли её обрывочны, её главная задача — не заснуть, выполнить поручения, чтоб хозяева не прибили. От вынужденной бессонницы лицо девочки деревенеет, голова её кажется ей самой усохшей. Она истощена физически и психически. Автор отмечает «старушечью позу» девочки и её «ничего не выражающие глаза». В ней уже исчерпаны жизненные силы, душа — убита.

8. Композиция произведения.

В построении рассказа автор применяет такие композиционные приёмы, как сходство ситуации в начале произведения с его концовкой, повтор детали — лейтмотив рассказа («спать хочется»).

Завязка рассказа кроется в воспоминаниях Варьки: с матерью Пелагеей они идут наниматься в город.

Развитие действия — жизнь девочки в доме сапожника.

Кульминация — принятие решения убить ребёнка и выполнение его.

Финал рассказа остаётся открытым, развязки нет, она предполагается.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В произведении нет пейзажных зарисовок. Только в воспоминания Варьки есть светлый берёзовый лес и ясное утро. Мир потемнел, когда отец её умер. Она вспоминает мрачную дорогу и тёмный лес по её обочинам, что символизирует тяжкие обстоятельства её жизни, вынуждающие её идти в город. В описании комнаты, в которой находится Варька, автор использует художественную деталь — верёвка, тени от панталон, зелёный огонёк лампады. Деталь повторяется несколько раз, подчёркивая узость и ограниченность мира девочки. Веревка, протянутая через комнату, — символ перечёркнутой жизни Варьки. А зелёное пятно всё время присутствует в помраченном сознании девочки как наиболее яркий отзвук окружающей обстановки.

Калоша, в которую хочется спрятаться Варьке, — ещё одна художественная деталь, подчёркивающая сужение мира девочки. В её замутнённом сознании она вырастает до огромных размеров.

В рассказе нет речи героини, она бессловесна. Варька только мурлычет (не поёт) колыбельную. Чехов на протяжении всего рассказа делает упор на этот глагол, намекая читателю на приближенность героини к животному состоянию. Речь хозяев состоит из приказаний и грубости в отношении девочки.

10. Отзыв о произведении.

Это поразительный по реалистичности и мастерству рассказ Антона Павловича Чехова. Во всей достоверности писателю удалось раскрыть психологическую драму девочки-прислуги в совсем небольшом произведении. Лев Толстой справедливо назвал его «истинным перлом».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Радость»
  • Анализ рассказа Чехова «Размазня»
  • Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»
  • Анализ рассказа Чехова «Студент»