Анализ рассказа Чехова «Студент»


1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа «Студент состоялась в 1894 году («Русские ведомости»). Предположительно, Чехов написал его в Ялте. Впоследствии Антон Павлович отзывался о рассказе «Студен» как о самой любимой своей вещи.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

По всем признакам, «Студент» — рассказ (произведение мало по объёму, повествуется об одном эпизоде из жизни героя, ограничено число персонажей). Этот рассказ некоторые исследователи называют проповедью, но он всё же далёк от жанра церковной проповеди. В рассказе студент просто ведёт беседу со знакомыми женщинами на евангельскую тему. В этой беседе встречаются всего лишь элементы проповеди.

3. Название произведения и его смысл.

Сначала Чехов дал этому рассказу название «Вечером», но это название не соответствовало смыслу произведения. Оно ассоциировалось с сумерками, наступлением ночи, что означало движение во тьму. Такая направленность как знак рассказа не соответствовала замыслу автора. Если у читателя в связи с названием «Вечером» возникнет представление об отдыхе от дневных трудов, то это понимание и вовсе идёт вразрез с идеей рассказа.

«Студент» — это молодой человек, проходящий этапы познания и духовного роста. Герой рассказа — студент духовной академии, и он, преодолевая лишения и трудности, приближается к постижению Истины.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе «Студент» традиционное (от третьего лица), но можно отметить в повествовании несобственно-прямую речь: повествователь выражает мысли и чувства своего героя (Ивана Великопольского). Такой режим повествования выдаёт схожесть мыслей и чувств повествователя и персонажа.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Смысл жизни.

Идея: Главное в человеческой жизни — «правда и красота», которые когда-то очень давно во дворе первосвященника направили человеческую жизнь, и продолжаются «непрерывно до сего дня».

Осознание этого помогло душе героя выйти из состояния отчаяния и наполниться радостью.

Чехов по-своему называет Христа (Истину), — «правда и красота».

Проблематика: Неистребимая бедность, ведущая к его отчаянию, к малодушию в вере, как и у апостола Петра, отрекшегося от Христа в трудную минуту.

Ивана Великопольского угнетают мысли о том, что ничего не изменить, потому что со времён Рюрика люди живут в невежестве, лютой бедности, испытывают голод. Его семья тоже страдает от острой нужды. Тем не менее, прикоснувшись душой к Свету Евангелия, он воспринимает жизнь «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

А насчёт бедности Иисус сказал: «Бедных всегда при себе иметь будете». Таким образом, бедность будет существовать до конца времён.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращался домой с охоты. Дул холодный ветер, и всё кругом казалось ему мрачным. Он погрузился в безотрадные думы о лютой бедности, голоде и невежестве во все времена, о том, что и через тысячу лет жизнь не станет лучше. Он был очень голоден по случаю Страстной пятницы, угрюм, и домой идти не хотел.

Молодой человек подошёл к вдовьим огородам, где жгли костёр вдовы — пожилая Василиса и её дочь Лукерья. Студент припомнил страшную ночь, апостола Петра у костра, Тайную вечерю. Он стал рассказывать женщинам об отречении Петра от Христа, о его горьких слезах раскаяния. Василиса отозвалась на рассказ студента плачем.

Продолжая свой путь, юноша думал о заплакавшей Василисе и смутившейся Лукерье. Значит, душевные переживания Петра близки им. Стало быть, события девятнадцати вековой давности имеют отношение к этим женщинам, и к нему, и ко всем людям. Студент задумался о неразрывной связи прошлого и настоящего, что главное в жизни человека и на всей земле христианские «правда и красота». И душа его озарилась радостью.

7. Система образов произведения.

Иван Великопольский — сын сельского дьячка (церковнослужителя, помогающего священнику во время богослужения). Дьячки на селе жили очень бедно. Молодого человека угнетала эта невесёлая реальность, ведь он нередко был голоден. Однако этот юноша наделён способностями, ведь в духовной академии учились уже после успешного окончания духовной семинарии. У него речь образованного человека, он углубляется в размышления на отвлечённые темы. Студенту всего 22 года, в нём живёт стремление к духовному росту. Он быстро преодолевает отчаяние, и, полный сил, ожидает неведомого счастья.

Василиса и Лукерья, его слушательницы, — вдовы, неграмотные женщины. Они прониклись евангельским рассказом студента, история апостола Петра не оставила их сердца безучастными. После этого студент осмыслил свою жизнь по-новому.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — описание природы, мрачное настроение героя, его путь домой.

Завязка действия: студент замечает костёр по дороге домой.

Кульминация: слёзы Василисы, находящейся под впечатлением от истории Петра. С этого момента началось перерождение Ивана Великопольского.

Развязка: Иван возвращается домой радостный и счастливый.

Повествование построено на том, как молодой человек возвращается домой. Путь — символ, так как дорога сопровождается, помимо физической, духовной работой. Писатель, используя композицию, проводит своего героя от мрачного мировосприятия к светлой радости.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор выражает настроение героя при помощи описания природы. Читатель воспринимает пейзаж рассказа через чувства молодого человека. Картина природы в начале рассказа очень отличается от восприятия окружающего мира в конце повествования. Начало рассказа — мрачные, утопающие во мгле луг, лес, село. Конец рассказа — родная деревня и узкая полоса зари на западе, чувство молодости, здоровья и ожидание счастья.

10. Отзыв о произведении.

В 1899 году письме к Чехову В.М. Лавров отметил: «…как дорог всем Ваш студент, возвращающийся домой с охоты в холодную ночь». Мы и сегодня можем сказать то же: Иван Великопольский близок нам, отступающим, как Пётр, и раскаивающимся.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Радость»
  • Анализ рассказа Чехова «Размазня»
  • Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»
  • Анализ рассказа Чехова «Спать хочется»