Анализ рассказа Чехова «Вишневый сад»


1. История создания произведения.

Пьеса была задумана в 1901 году, когда репетировали в театре «Трёх сестёр». Написал её Чехов в 1903 году. Изначально в планах автора было написать лёгкую, смешную пьесу, где всё крутится вокруг продажи имения с аукциона. Однако упадок дворянских гнёзд, их разорение ему приходилось наблюдать самому. Ещё в Таганроге за долги продал имение отец писателя, и переживания Чехова были схожи с чувствами Раневской.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Это драматургическое произведение А. П. Чехов отнёс к жанру комедии. Действительно, пьесе непрерывно сопутствуют комические сценки, но в театральной постановке «Вишнёвый сад» был представлен тяжёлой драмой русской жизни. К.С. Станиславский видел в этой комедии трагедию. Одни считали эту пьесу трагикомедией, другие — лирической комедией, так как ни драматичными, ни трагедийными нельзя назвать переживания и положение героев пьесы, а лиризм присутствует.

Чехов не дожил до революционных потрясений России, не узнал «светлого будущего». С высоты исторического опыта мы видим в «Вишнёвом саде» трагедию: безвозвратно уходит эпоха, стучат топоры по обречённому саду, как по России.

3. Название произведения и его смысл.

Если вишнёвый сад у Чехова — символ России, то речь в пьесе идёт о её судьбе, а не о продаже с аукциона дома с усадьбой. Что будет со страной, если придут на смену дворянскому сословию деловые люди, для которых выгода на первом месте? Дворянство как опорное сословие для монархии выродилось. Люди, принадлежащие сословию, которое составляло ранее стержень государственного устройства, безответственны, неприспособленны к решению жизненных проблем. Чехов как художник интуитивно понимал, что такое положение может вызвать смуту, сотрясение государственных основ. Поэтому так грустно зрителю, и смешные сценки едва вызывают улыбку.

«Вся Россия наш сад» (Петя Трофимов), и мы в ответе за него — вот смысл названия пьесы «Вишнёвый сад».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Поскольку это драматургическое произведение, повествование содержится в диалогах действующих лиц, то есть идёт от первого лица.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема произведения — Россия, её прошлое, настоящее и будущее. Прошлое (уходящая Россия) — это «разорившиеся дворянские гнёзда» с их укладом, ценностями и красотой, представители которых стали инертными и неприспособленными (Раневская, Гаев). Настоящее олицетворяет деловой, хваткий Лопахин. Будущее в пьесе принадлежит Пете Трофимову и Ане. Все герои объединены вишнёвым садом — символом России.

Идея — ожидание перемен. Старое разрушено, а новое ещё не наступило, и никто не знает, каким оно будет. Аня и Петя Трофимов полны радужных надежд, собираются взращивать новый прекрасный сад. Будет ли светлое будущее? Вопрос остаётся открытым.

Проблематика. Разложение многих представителей дворянского сословия (Раневская, Гаев) праздностью, их неумение вести хозяйство, отсутствие практичности стало причиной, по которой они уступили место буржуазии (Лопахину). Лопахин, из крестьян, наделён энергией, трудолюбием, практическим умом, но выгода для него важнее всего. Петя Трофимов, из разночинцев, одержим либеральными и революционными идеями и нацелен на преображение общества, однако он нелеп, никак не может окончить курс университета, «вечный студент».


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В первом действии возвращается весной из Франции в своё имение Раневская Любовь Андреевна. За годы проживания за границей она совершенно издержалась, а имение с вишнёвым садом под угрозой продажи с молотка за долги. Купец Лопахин, добрый её знакомый, предлагает использовать землю имения под аренду дачникам и тем решить все проблемы. Раневская даже слушать не хочет о пошлых дачах, вырубке сада, ведь с ним связана вся жизнь её семьи.

Во втором действии Лопахин снова старается убедить Раневскую послушать его. Тщетно. На сцену выходит учитель Трофимов с идеалистическими рассуждениями о новом счастливом человеке в прекрасном будущем. Лопахин как материалист скептически относится к его идеям. Понимает Трофимова только Аня.

В третьем действии в имении устроены танцы, в то время как на торгах решается судьба родового гнезда. Купил имение Лопахин, он счастлив. Раневская и Гаев в отчаянии.

В финале Раневская, члены её семьи и прислуга уезжают, прощаются с дорогим местом. В бестолковой суете не проследили, отправлен ли больной старый слуга Фирс в больницу, он остался один закрытым в доме. Слышно, как стучит топор в саду.

7. Система образов произведения.

В пьесе достаточно много персонажей, но основные действующие лица представляют прошлое, настоящее и будущее.

Раневская Любовь Андреевна, её брат Гаев Леонид Андреевич (представители уходящей России) способны только бездумно транжирить деньги, пускаться в пространные рассуждения, не пытаются что-то изменить, живут, ведомые своими страстями.

Фирс — тоже из прошлого, старый лакей, беззаветно преданный господам, в своё время отказавшийся от воли.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец, выходец из крестьян, разбогател благодаря упорному труду и деловой хватке. Лопахин — явление настоящего. Он сердечно привязан к Раневской, старается ей помочь. Как купец блюдёт свою выгоду, покупает имение.

Трофимов и Аня — прекраснодушные молодые люди, которые «выше любви» и грезят о высшем счастье. Им принадлежит будущее.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — ожидание приезда Раневской. Завязка — приезд Любовь Андреевны и известие о предстоящем разорении. Кульминация — бал во время торгов, на которых Лопахин покупает господский дом с поместьем. Развязка — Раневская уезжает в Париж, все остальные тоже разъезжаются. Больной Фирс остаётся запертым в доме.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Диалоги героев напоминают театр абсурда, они кажутся бессвязными. Часто каждый слышит только себя и не слышит другого. Никому не нужные высказывания остаются без ответа и внимания, образуя паузы. Это напоминает разногласия между различными социальными слоями, поколениями, партиями.

10. Отзыв о произведении.

В пьесе «Вишнёвый сад» на фоне смены эпох страдают, надеются, мечтают люди. В пьесе нет острых конфликтов, всё проходит буднично, без накала страстей. Однако психологизм Чехова в том, что за малозначительными словами, молчанием, движением мы видим драму человеческой души, чувствуем боль героев. Это вовсе не скучное произведение, остро жаль всех. Станиславский говорил, что плакал над пьесой, как женщина.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Налим»
  • Анализ рассказа Чехова «О любви»
  • Анализ рассказа Чехова «Ванька»
  • Анализ рассказа Чехова «Дама с собачкой»