Анализ рассказа Чехова «Забыл»


1. История создания произведения.

Произведение написано и опубликовано в 1882 году. Вышло в свет в журнале «Москва», №8, за подписью «Человек без селезёнки» (один из псевдонимов Чехова).

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Забыл!!», — несомненно, рассказ, так как в произведении прослеживается одна сюжетная линия, представлен один герой в одной жизненной ситуации. При этом рассказ носит юмористический характер.

Во времена раннего Чехова юмористические журналы ставили условие: в рассказе не должно быть больше ста строк, поэтому рассказ «Забыл!!» краток. Вместе с тем краткости сопутствует ёмкость содержания. Следующие приметы юмористического рассказа — яркое название и говорящая фамилия (Гауптвахтов). Кроме того, действие развивается динамично, диалог сценичен.

3. Название произведения и его смысл.

В названии «Забыл!!» кроется причина, по которой разыгралась вся сцена. Два восклицательных знака усиливают экспрессию, выражают волнение героя.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведётся от автора (третьего лица), что позволяет ему сохранить позицию стороннего, беспристрастного наблюдателя.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Незначительная жизнь ограниченного человека.

Идея: Человек должен жить содержательной, интересной жизнью, а не быть на посылках у своих домашних и не паниковать от невозможности выполнить их прихоти.

Проблематика: Неуважение жены к мужу и детей — к отцу, их потребительское к нему отношение.

Иван Прохорыч, уже пожилой человек, дважды был парализован, а жена бессердечно вынуждает его ходить по жаре за покупками, что могла бы сделать сама вместе со старшей дочерью. В присутствии детей жена может обозвать его «каким-нибудь животным». Дочь также может обругать отца, закатить истерику, если он чего не купил ей.

Гауптвахтов не наделён сильным характером, он не семи пядей во лбу, смешон, но из этого не следует, что человека надо уничижать. Хорошая жена поддержала бы мужа в занятии каким-то серьёзным делом, и он был бы более достойным и осмысленным человеком. Его, однако, превратили в подкаблучника, замученного бабьими капризами, больного, никем не любимого человека.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Иван Прохорыч Гауптвахтов, помещик, бывший военный, уставший от жары и замученный жениными покупками, зашёл в музыкальный магазин, чтобы купить ноты, которые просила дочь. В разговоре с продавцом-немцем он вдруг понял, что забыл, как называется произведение, нужное его дочери. Ехать домой без нот боится, — дочь Надя «загрызёт». Иван Прохорыч ругает память, не оставляет надежды вспомнить, попутно рассказывает о своей жизни.

Гауптвахтов так и сяк вспоминает, пытается напеть какие-то такты, но музыкальная память тоже подвела Ивана Прохорыча. Продавец не узнаёт музыкального произведения. Перебрав ещё ряд забавных эпизодов своего прошлого, Гауптвахтов с сокрушением уходит. Выйдя из магазина, он представляет как его встретят дома, как дочь сначала будет убита «горем», а потом всё же сыграет своё любимое… И тут в память Ивана Прохорыча озарила нужная музыкальная фраза. Он вбежал в магазин и «заголосил» эту фразу продавцу. Продавец узнал Венгерскую рапсодию Листа, завернул счастливому Гауптвахтову ноты, и тот вышел, посвистывая.

7. Система образов произведения.

Иван Прохорыч Гауптвахтов некогда был ловким поручиком, признанным танцором и волокитой. В описываемой ситуации он предстаёт уже толстеньким, коротеньким помещиком. Упоминается, что он дважды был разбит параличом. Не мудрено, что он забыл название требуемой музыкальной композиции, ведь у человека уже проблемы с сосудами. Гауптвахтов боится домашних скандалов, не любит бабьего крика, старается избежать его уловками (облил нечаянно керосином ноты и спрятал их за комодом). Явно, отец семейства не имеет никакого авторитета.

Уровень образования Гауптвахтова низок. Он признаётся, что отец его ничему не учил, настраивая сына на военную службу. В диалоге Иван Прохорыч выдаёт забавные «перлы». Например, восхищаясь большим серым котом, вопрошает, нельзя ли от него котёночка приобрести. Этот человек не блещет умом, но он не злой, безропотно старается угодить своему семейству. В целом сознаёт незавидность своего положения, но противостоять создавшемуся положению не может.

Продавец. О нём говорится только то, что он немец, маленького роста. На лице его при появлении покупателя возникает выражение улыбающегося вопросительного знака. В диалоге с Гауптвахтовым он вежлив, предупредителен и немногословен.

Жена и дочь Надя, очевидно, похожи. Обе одинаково грубы с Иваном Прохорочем, капризны. Надя увлекается музыкой.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — приход Гауптвахтова в музыкальный магазин. Завязка — это момент, когда герой обнаружил, что забыл название нужной композиции. Дальнейшее развитее действия — попытка вспомнить название — проходит в диалоге. Кульминация — момент, когда герой неожиданно вспоминает название. Развязка — радостный Гауптвахтов приобретает ноты и выходит из магазина.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор прибегает к речевой характеристике героя (рожа, рояля, французишка), раскрывающей культурный уровень героя. При разговоре с продавцом Гауптвахтов, как и сам продавец, употребляет почтительное «-с» (словоерс), что свидетельствует о его небольших чинах. О жене и дочери герой мыслит так: ругнёт, загрызёт, велела. Эти глаголы подчёркивают подчинённое положение Гауптвахтова в семье и определяют вздорный характер его домашних.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ смешной, но в то же время он вызывает грусть. Человек, тем более — мужчина, рождён для большего. И уж никак нельзя допускать, чтобы в семье им помыкали.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Жалобная книга»
  • Анализ рассказа Чехова «Каштанка»
  • Анализ рассказа Чехова «Мальчики»
  • Анализ рассказа Чехова «Пересолил»