Анализ рассказа Чехова «Злой мальчик»
1. История создания произведения.
«Злой мальчик» А.П. Чехова написан и опубликован в 1883 году («Осколки», №30). Первоначальное название рассказа — «Скверный мальчик». Для издания в собрании сочинений Чехов переработал рассказ, исключив из него две сцены: за обедом и воровство варенья мальчиком.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Злой мальчик» — юмористический рассказ. Это подтверждается коротким вступлением, информирующим о месте, времени и героях, сюжете, основанном на случае из жизни, сценичностью диалога, отсутствием портретных характеристик, «говорящей деталью», заменяющей подробное описание.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Злой мальчик» содержит иронию автора. К описанию счастья влюблённых писатель подключает отвлечённое рассуждение об относительности земного счастья, которое «носит отраву в себе самом или же отравляется чем-нибудь извне». В контексте рассказа этот юный шантажист явился тем самым злом для влюблённых, отравившим им минуты счастья и всё остальное время до самой официальной помолвки.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведётся от третьего лица (автора), оно предполагает объективность наблюдателя, также автор подключает иронию в изображении персонажей, тем самым выказывая своё к ним отношение.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Нелепость и ограниченность обывательской жизни маленьких людей.
Если в начале рассказа влюблённые тайно целуются в состоянии эйфории, то в конце они переживают «захватывающее блаженство» от того, что дерут досадившему им мальчишке уши. И такое развитие любовной истории можно назвать абсурдом. Абсурдно и объяснение в любви молодого человека, постоянно прерываемое отвлечением на рыбную ловлю.
Люди, живущие в маленьком уютном мирке, отгородившиеся от глобальных проблем, останавливаются в своём развитии, и даже житейские ситуации вызывают у них затруднение. Главное событие в жизни они смешивают с делом второстепенным (предложение руки и сердца — с рыбной ловлей).
Идея: Для обывателя чеховской поры характерно отсутствие нравственного стержня.
Влюблённые были на вершине блаженства не потому, что вступают в брак и пойдут по жизни рука об руку, а потому что отомстили негодному мальчишке.
Проблематика: Все дурные поступки в жизни наказуемы, чего не понимал в силу возраста гимназист Коля.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Летом на берегу реки расположились в укромном месте рыбачить молодые люди Лапкин Иван Иваныч и Замблицкая Анна Семёновна. Лапкин отважился на признание в любви и предложение руки и сердца, при этом отвлекаясь на рыболовные проблемы. Худо-бедно объяснение состоялось, и дело дошло до упоительного поцелуя. И в этот ответственный момент из воды показался Коля, младший брат Анны Семёновны. С ехидной улыбкой он пригрозил рассказать маме, как они тут целуются. Лапкин сначала призвал его к честности и благородству, потом вознегодовал, но дал мальчишке рубль за молчание. С этого рубля последовала череда вымогательств со слежкой и угрозами. Коле понравилось получать подарки, он уже сделал заявку на карманные часы, но в конце августа Лапкин всё же решился поговорить с родителями невесты и получил согласие. Сразу после этого Лапкин и Анна Семёновна разыскали Колю и стали драть ему уши, испытывая при этом такое счастье, какого не переживали до сей поры.
7. Система образов произведения.
Анна Семёновна Замблицкая. Портретное описание её автор сводит к одному вздёрнутому носику. В рассказе нет её слов, она только действует, в её действиях есть резкость. Не сумела поговорить с братом, отвратить его от шантажа. Очевидно, как старшая сестра не пользуется авторитетом. Отважилась на расправу с братом только после благополучного сватовства Лапкина. Была при этом счастлива, как никогда.
Коля, гимназист, младший брат Анны Семёновны, очень предприимчив, хороший психолог, просчитал слабые места влюблённых. Он с успехом их шантажирует, при этом нравственная сторона дела его не беспокоит. Аппетиты его растут, о последствиях не задумывается. Коля недальновиден по малолетству.
Лапкин Иван Иваныч. В рассказе он противопоставлен в плане нравственности «злому мальчику» Коле. Но что представляет собой Лапкин? Он красноречив, но нелеп: любовь и рыбалка для него, по-видимому, одинаково важны. Лапкин слабохарактерный (пошёл на поводу у шантажиста) и нерешительный (долго собирался с официальным предложением). Наибольшее счастье получил во время расправы над мальчишкой. Если сопоставить Колю и Лапкина в плане благородства, не выигрывает никто.
8. Композиция произведения.
Экспозиция: расположение героев в укромном месте на берегу, рыбная ловля, объяснение в любви, поцелуй.
Завязка: появление Коли и его шантаж.
Развитие действия: жизнь героев под угрозой шантажа.
Кульминация: официальное предложение Лапкина с благополучным исходом, день очень счастливый для влюблённых.
Развязка: Лапкин и Анна Семёновна дерут уши малолетнему шантажисту.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В экспозиции употребление автором уменьшительно-ласкательных суффиксов (скамеечка, местечко) не случайно. Внешне эти слова включены в речь автора, но здесь явно использование несобственно-прямой речи, то есть так говорят его влюблённые герои, которые нашли уютное местечко со скамеечкой, где они «скрыты от мира». В этих словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами сквозит ирония автора, ведь его герои живут в замкнутом пространстве, не видят ничего, кроме своего маленького мирка.
С такой же иронией Чехов использует высокую лексику рядом с низкой. Высокие слова обычно годятся для любви и дружбы, а Чехов применяет их в описании мести: счастливый день, какое наслаждение, зарыдал от восторга, схватил мальчика за ухо, хватила за другое ухо, драли за уши. На таком несоответствии строится комическое в рассказе.
10. Отзыв о произведении.
Рассказ А.П. Чехова «Злой мальчик» смешной и немного грустный. Хочется, чтобы молодые, влюблённые люди были более возвышенными, решительными. Чехов, иронизируя по поводу обывательской натуры, несколько утрирует недостатки своих героев. В то же время есть что-то привлекательное в тихой жизни с любимым человеком. Антон Павлович и сам мечтал о доме с поместьем в тишине, где бы он жил с семьёй.