Анализ романа Абрамова «Пути-перепутья»


1. История создания произведения.

При работе над романом «Пути-перепутья» Ф.А. Абрамов ставил довольно актуальные вопросы того времени. Во многих произведениях писатель поднимает проблему народа. В 1973 году роман с социальной проблематикой был опубликован. Сам Ф. А. Абрамов и на конференциях, и в печати рассказывал о замысле своего произведения, о его проблематике, о персонажах и их прототипах.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Произведение «Пути-перепутья» является романом социальной направленности, так как в центре повествования стоит народ, а главное для писателя – социальные проблемы и процессы. Роман также можно назвать философским. На это указывает и замысел романа, о котором сам Ф.А. Абрамов говорил не один раз: в основе произведения лежат морально-философские проблемы.

3. Название произведения и его смысл.

Ф.А. Абрамов называет свой роман в соответствии с основным конфликтом. Противоречия между жизненными позициями героев произведения отражены в своеобразной метафоре: герои «праведные» идут прямыми путями, а «приспособленцы» оказываются на перепутьях.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в романе ведется от третьего лица, что позволяет показать жизнь деревни с объективной точки зрения.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Ф.А. Абрамов в романе «Пути-перепутья» поднимает важную для себя тему народа, тему деревни. Автор поднимает проблемы народа и власти, политики и экономики. Ф.А. Абрамов говорит о трагедии не только отдельной личности и народа, но и страны в целом.

Проблемы в романе ставятся не только социальные, но и нравственные: ответственность, совесть, самосознание, цинизм, приспособленчество.

В спорах героев о народе, о причинах его нищенского положения, о военных действиях и их последствиях звучат важные вопросы, которые и являются основным компонентом всего романа.

Писатель задает конкретные вопросы, ответы на которые не может дать самостоятельно. Почему после войны до сих пор в стране царила нищета? Почему крестьяне, которые фактически кормили всю страну, сами оказывались в бедственном положении? На эти вопросы пытается ответить читатель при чтении романа Ф.А. Абрамова. Писатель смог лишь обозначить волнующие его вопросы, так как волновали они не только автора.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие романа «Пути-перепутья» относится к началу 1950-х годов. Автор повествует о деревенской жизни села Пекашино, которая отличается своей трудностью и бедственностью. Политический строй раскрывается подробностью, которая показывала, что ни один сельский житель не мог воспользоваться тем, что создал собственными руками.

Конфликт Подрезова и Зарудного выходит за границы временных рамок произведения. Противоречия героев говорят о сложностях всего послевоенного времени.

Кульминационным эпизодом принято считать суд-совещание, где Подрезов переосмысливает свою жизнь и прозревает.

7. Система образов произведения.

Так как основной конфликт связан с образами Подрезова и Зарудного, в уста которых автор вкладывает противоречивые мысли, Ф.А. Абрамов особое внимание уделяет этим образам. Писатель хочет, чтобы читатель понял смысл мировоззрений героев, причины их конфликта.

Ф.А. Абрамов рисует довольно трагичную личность – Подрезова. Он чувствует связь с народом, живет как простой рабочий люд. Но трагичность образа заключается в его слепом убеждении, что «верхи» всегда правы. Беспрекословное исполнение воли партии во главе Сталина делало его ограниченным в собственных убеждениях.

Подрезов ограничен, в отличие от Зарудного. Зарудный не полностью подчиняется власти, он требует справедливости и создания нормальных условий для народа. Во многом Подрезов внутренне соглашается с Зарудным, но не может признать свою неправоту.

Писатель в образах Подрезова, Егорши, Ганичева показал однозначность, с которой нужно бороться. Образ Подрезова выделяется среди других персонажей, потому что именно с ним связана сцена прозрения. Он осознает себя и других как личностей, индивидуальностей.

8. Композиция произведения.

Роман «Пути-перепутья» вместе с романами «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Дом» составляют тетралогию «Братья и сестры», поэтому проблемы и образы переходят из одного произведения в другое. Но в то же время все романы являются произведениями самостоятельными, способными передать основную мысль автора.

Роман «Пути-перепутья» состоит из трех частей, которые в свою очередь делятся на главы, а они делятся на подглавки.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Ф.А. Абрамов в романе «Пути-перепутья» использует прием психологизма. Характеры персонажей произведения раскрываются через их отношение к окружающему миру, к семье, к любви, к труду, к долгу.

Особенностью повествования являются детальные описания, связанные с бытописью. Без детализации трудно было бы понять основные конфликты произведения.

10. Отзыв о произведении.

Ф.А. Абрамову удалось в своем романе «Пути-перепутья», входящем в тетралогию «Братья и сестры», поднять актуальные вопросы, которые касаются жизни деревни и народа.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Абрамова «Братья и сёстры»
  • Анализ романа Абрамова «Две зимы и три лета»
  • Анализ романа Абрамова «Дом»
  • Анализ рассказа Абрамова «О чем плачут лошади»
  • Анализ повести Абрамова «Поездка в прошлое»