Анализ романа Умберто Эко «Имя розы»


1. История создания произведения.

«Имя розы» - первый показательный роман итальянского писателя Умберто Эко. Работу над ним он завершил в 1980 году. По признанию самого автора сначала он хотел создать детективный сюжет, наложив его на современные реалии. Однако, позже все-таки решил развернуть действие романа в средневековую эпоху. После выхода романа в свет многие критики отметили, что в данном произведении воплотились все эстетические и литературные взгляды Умберто Эко.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Имя розы» с одной стороны можно назвать историческим романом. Все действие происходит в средневековье, во времена активных противоречий между Людовиком 16 и католическим папой Иоанном 22. На сторону короля также переходят францисканцы. Показан колорит эпохи, аббатство, нравы монахов того времени. С другой стороны, в тексте присутствуют признаки детективного жанра. Вильгельм Баскервильский расследует серию убийств, произошедших в монастыре и пытается их раскрыть, применяя дедуктивный метод.

3. Название произведения и его смысл.

Смысл названия Умберто Эко сам определил в «Заметках на полях Имени розы». Он считал, что особенность словосочетания «Имя розы» - его многозначность, что позволяет читателю по разному интерпретировать текст, а автор тем самым создает типичную для постмодернизма метаязыковую игру.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

«Имя розы» - это роман в романе. Некий переводчик находит книгу, изданную монахом Адсоном, который был непосредственным свидетелем всего происходящего. Именно глазами Адсона раскрывается ключевых событий. Повествование от лица героя романа позволяет Умберто Эко также устраниться от читателей и создать условия для свободной интерпретации. Текст не несет какой-либо определенной смысловой нагрузки, читатель сам расставляет аксиологические акценты.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Основную тему и идею сложно определить. Одни склонны рассматривать роман как произведение политическое. Другие - как средство иронии, пародии на детективный жанр. Автор оставляет за читателями право самостоятельно определять тему и идею.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Вильгельм Баскервильский и монах Адсон приезжают в аббатство с целью обеспечить условия переговоров между представителями папской курии и францисканцами. Однако, как раз во время их пребывания в монастыре происходит череда загадочных убийств. Расследуя эти преступления, Баскервильский приходит к выводу, что все они ведут к слепому монаху Хорхе, который совершал эти убийства, боясь, что люди получат доступ ко второй части «Поэтики» Аристотеля, где говорится о месте комического в искусстве.

7. Система образов произведения.

Центральными персонажами романа являются Вильгельм Баскервильский, Адсон, библиотекарь Малахия, слепой старик Хорхе. Второстепенными героями можно назвать Венанция, Беренгара (помощника главного библиотекаря), травника Северина.

8. Композиция произведения.

Произведение построено по всем канонами детектива. Практически в самом начале задана проблема - загадочная череда убийств. Последующие события романа направлены на то, что максимально ясно и подробно расследовать все происходящее. Читатель словно идет по лабиринту, который заводит открывает все новые тайны. Стоит отметить и достаточно подробную развязку произведения, в которой Хорхе рассказывает, как и почему происходили убийства в аббатстве и что послужило их причиной.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В тексте очень много художественных приемов постмодернистской поэтики, которые позволяют автору создать уникальный текст. Так, присутствуют элементы интертекстуальности. Эко отсылает читателя к известному детективу Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Имена главных героев прямо намекают на сюжет о известном английском сыщике. Фамилия героя романа «Имя розы» Баскервильский - отсылка к части о собаке Баскервилей, а Адсон - отсылка к постоянному другу и спутнику Шерлока Холмса, Ватсону. Также эпизод с библиотекой, которая впоследствии сгорела - отсылка к сгоревшей библиотеке Луи Хорхе Борхеса. Также сам Борхес к концу жизни ослеп как и старик Хорхе, имя которого, кстати, тоже указывает на Борхеса. Таким образом, большое количество отсылок и аллюзий позволяют Умберто Эко играть с читателем и создавать мозаику, которую временами довольно трудно собрать.

10. Отзыв о произведении.

Произведение очень интересное, хотя и довольно оригинальное. Можно говорить о том, что Умберто Эко стал первооткрывателем в области литературоведение. Ведь в своем романе «Имя розы» он не только соединил разные жанровые формы, но и сумел уложить их в теоретическую базу, которую сам же разработал.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Умберто Эко «Маятник Фуко»