Анализ романа Умберто Эко «Маятник Фуко»


1. История создания произведения.

Роман «Маятник Фуко» — второе значительное произведение (после романа «Имя Розы») Умберто Эко, итальянского писателя, учёного, специалиста по семиотике, культуролога, литературного критика. Первая публикация романа прошла в 1988 году на итальянском языке.

В «Маятнике Фуко» писатель, пародируя, изобразил сумбурность сознания современных интеллигентов. Роман предостерегает от умственной неряшливости, ведущей сначала к фашистоидному сознанию, а затем — к деянию.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Жанр «Маятника Фуко» определяют по-разному: историко-фантастический роман; криптоистория (тайная история); спекулятивная фантастика (действие происходит в вымышленных мирах). Жанр этого произведения относится к экспериментальным. Фантастическое в романе связано с интеллектуальным творчеством, результаты которого непредсказуемы.

Сам Умберто Эко называл свой роман абсолютно реалистическим.

3. Название произведения и его смысл.

Название книги восходит к сконструированному физиком Леоном Фуко маятнику, назначение которого — демонстрация вращения Земли. Маятник — многозначительный символ романа.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в романе ведётся, в основном, от первого лица. Рассказчик — герой романа Казобон, оставшийся в живых.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Интеллектуальное творчество и нравственная ответственность за его последствия.

Идея: Нельзя пытаться переписать историческую реальность в угоду своим интересам.

Проблематика: Изображение теории заговора и оккультных наук в пародийном ключе.

В конце двадцатого столетия появилось много литературных произведений, посвящённых теории заговора. Роман У. Эко можно назвать критической реакцией на них. В его произведении заговор тоже имеет место, но лишь как источник интриги. Писатель высмеивает людей, всерьёз относящихся к оккультизму. Поворот в сознании его героев в сторону оккультных наук он рассматривает как деградацию.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В романе фигурируют три главных героя — друзья Казобон, Диоталлеви и Бельбо. Они заняты работой в издательстве, выпускающем книги, от которых отказываются другие издательства. В ходе работы им приходится прочитывать множество материалов по теории заговора и связанному с ней оккультизму. Результатом неумеренного чтения на эту тему стало совместное решение разработать свою теорию, превосходящую все другие.

Назвав задуманную теорию «Планом», коллеги погрузились в работу, в процессе которой их вымысел стал всё больше овладевать ими. Безобидное, на первый взгляд, развлечение обернулось опасностями. «План» не оставил равнодушными приверженцев других теорий, и начались серьёзные проблемы. На Бельбо началась охота со стороны одного тайного общества, которое считало, что Бельбо знает о месте нахождения сокровищ тамплиеров. Бельбо погибает. В конце концов живым остаётся только Казобон, повествующий о событиях.

7. Система образов произведения.

Казобон. Автор позаимствовал эту фамилию своему герою у швейцарского филолога Исаака Казобона (16−17 вв.). Герой в семидесятых годах 20 столетия был студентом в Милане, он писал дипломную работу по истории ордена тамплиеров. Как раз в это время Казобон встретил Бельбо и Диоталлеви, своих будущих друзей и коллег.

Казобон был женолюбив. Ради своей пассии бразильянки Ампары он временно уехал в Бразилию. В этой стране он увлёкся изучением местного спиритизма. Материалистка Ампара не верила в потустороннее, но однажды вместе с возлюбленным посетила спиритический сеанс, на котором неожиданно впала в транс. Этот факт Ампаре пришёлся не по душе, и отношения влюблённых стали портиться. Казобон уехал к себе в Италию.

На родине он обретает очередную любовь — Лию, родившую ему сына. У него появляется работа в издательстве, где он и становится главным зачинщиком создания новой «теории заговора». В результате друзья погибают, он остаётся в одиночестве с убеждением в реальности созданной им теории.

Диоталлеви. Этот человек был увлечён Каббалой, мистическим учением. После разработки Казобоном «Плана» Диоталлеви тоже с интересом включился в игру. Его познания пригодились в чтении загадочных манускриптов. Когда у героя обнаружили онкологическое заболевание, он воспринял его как божье наказание за участие во вмешательстве во что-то сакральное. Так Диоталлеви получил «знак», что «План» Казобона вовсе не забавная игра.

Бельбо. Этот герой сразу был убеждён в серьёзности «Плана». Его мировоззрение сформировалось под влиянием нелёгкого военного детства. Не желая принимать тяжёлую действительность, Бельбо стал искать мистическое объяснение происходящим трагическим событиям. Мистику он стал видеть везде.

Безответная любовь к девушке Лоренце тоже сыграла свою роль. У героя возник комплекс неполноценности. «План» стал для него средством доказать Лоренце, как она ошиблась, отвергнув его. Безумная попытка повлиять на траекторию маятника Фуко привела Бельбо к гибели.

8. Композиция произведения.

Роман состоит из 120 глав, распределённых в десяти частях: КЕТЕР, ХОХМА, БИНА, ХЕСЕД, ГЕВУРА, ТИФЕРЕТ, НЕЦАХ, ГОД, ЙЕСОД, МАЛЬХУТ. Соблюдено соответствие числам «Сефер Йецира» с толкованием каждой цифры со слов Диотавелли.

Завязка — возникновение у Казобона идеи написать нечто особенное (КЕТЕР).

Развитие действия: некто взламывает пароль и получает доступ к информации в файлах Бельбо (ХОХМА); встреча с Арденти, разговор Бельбо о трубе (БИНА); участие Казобона в бразильских ритуалах (ХЕСЕД); дальнейшая разработка плана (ГЕВУР); завершение «Планна» (ТИФЕРЕТ); конфликт между Бельбо и Алье (НЕЦАХ);

Кульминация — гибель Бельбо, смерть Лоренцы и Диотавелли (ГОД).

Развязка — отречение Казобона от «Плана» (ЙЕСОД), его приход к открытию своей истины (МАЛЬХУТ).

Такое построение «Маятника Фуко» соответствует семиотической концепции видения текста целым миром, являющимся знаковой системой.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Система игры отразилась и не только на структуре текста, но и на его языковой организации.

Описание Казобоном своего расследования причин смерти Бельбо в речевом отношении соответствует детективному жанру. В изложении расследования нет сложных синтаксических конструкций, но оно выстроено с логической строгостью. При этом лексика довольно проста, ориентирована на средний словарный запас.

Иное дело «План». В его тексте синтаксические конструкции и лексика усложнены, рассчитаны на образованного читателя. Правда, причинно-следственные связи в нём отсутствуют, и этот недостаток замаскирован множеством имён и цитат.

10. Отзыв о произведении.

На первый взгляд «Маятник Фуко» схож с романом Дэна Брауна «Код да Винчи», однако внимательное прочтение даёт понимание интеллектуального превосходства романа Умберто Эко над «Кодом да Винчи». Писатель и сам говорил, что Дэн Браун всего лишь персонаж из его книги «Маятник Фуко», книги о людях, в сознание которых проникает вера в оккультизм.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Умберто Эко «Имя розы»