Анализ романа Фадеева «Молодая гвардия»


1. История создания произведения.

Замысел написать «Молодую гвардию» появился у А. Фадеева под влиянием книги «Сердца смелых» В.Г. Лясковского и М. Котова (1944 г.). Он был потрясён героизмом совсем юных ребят Краснодона, почти детей, и как только война закончилась, Фадеев начал работу над романом о «Молодой гвардии». Он писал его на основе своей статьи «Бессмертие», опубликованной в газете «Правда» ещё в 1943 году, когда подняты были со дна шахты трупы замученных ребят — юных подпольщиков Краснодона.

Работая над романом, Фадеев изучал документы в Краснодоне, разговаривал с местными жителями. Поспешность в написании «Молодой гвардии» привела к фактическим ошибкам в тексте произведения, что негативным образом повлияло на жизнь людей, имена которых были названы в романе.

Впервые роман был опубликован в 1946 году. На публикацию последовала резкая критика в «Правде». Причина критики — недостаточная роль компартии в руководстве молодёжной организацией. Фадееву пришлось перерабатывать роман. На страницах его появились новые персонажи — партийцы. В 1951 году «Молодая гвардия» вышла во второй редакции.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Молодая гвардия» — роман, что подтверждается признаками этого жанра: многообразие персонажей; историческое событие, с которым соотнесены судьбы героев. Роман Фадеева охватывает жизнь широко, в нём изображено столкновение двух миров.

3. Название произведения и его смысл.

В названии «Молодая гвардия» — не только название подпольной организации, которой посвящёно произведение. В нём звучит основная мысль романа: стойкость и мужество молодых ребят, готовых отдать жизнь за Родину.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование от автора (от третьего лица) в эпическом произведении «Молодая гвардия», где ведётся речь о жизни не одного героя, обусловлено логически. Повествователь является осведомлённым рассказчиком, который с той или иной степенью объективности передаёт внутренний мир героев и описывает окружающую их жизнь.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Героическая деятельность во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации «Молодая гвардия».

Идея: Неодолимость советских людей, в частности — в лице юного поколения, и неизбежность победы социализма над фашизмом.

Проблематика: Героизм и предательство; нравственный выбор; беспринципность; настоящая дружба и любовь.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Повествование начинается с отступления Красной армии в 1942 году. Через Краснодон идут советские войска и беженцы. Фронт приближается к городу, и краснодонцы готовятся к эвакуации. Несколько девушек, только что закончивших школу, с горечью наблюдают происходящее и собираются покидать Краснодон. Среди них — Ульяна Громова. Перед эвакуацией взорвана шахта. Людей ждут машины, всем приказано идти к переправе. Люди спешат к реке.

Люба Шевцова в разговоре с Улей обнаруживает нежелание эвакуироваться, чем возмущает Ульяну. На пути к переправе появляются главные герои романа — Иван Земнухов, Олег Кошевой и его мать Елена Николаевна, Валя Борц и Сергей Тюленин. Но никому уйти не удалось, так как город окружили, а переправу взорвали.

Вынужденные остаться в Краснодоне, захваченном фашистами, комсомольцы настроены на борьбу. Они создают группу под названием «Молодая гвардия». С наступлением осени их организация набрала силу, подпольщики совершили уже несколько диверсий. Так, они разбросали листовки о поражении немцев под Москвой, подожгли биржу труда, на октябрьскую годовщину подняли красный флаг.

Действовали ребята дерзко, но непрофессионально, и фашистам удалось их «вычислить». После того как один член организации струсил и стал предателем, в застенках оказалось большинство молодогвардейцев. Их по очереди уводили на допросы, мучения были нечеловеческими, но ни под какими пытками не выдавали они своих товарищей.

Большинство истерзанных молодогвардейцев были сброшены живыми в шурф шахты. До последнего они поддерживали друг друга комсомольскими песнями. Олега Кошевого и Любовь Шевцову расстреляли.

7. Система образов произведения.

Олег Кошевой — лидер организации, умный, решительный, мужественный.

Ульяна Громова — умная девушка, натура цельная, сильный характер, начитанная, уважаема среди товарищей.

Любовь Шевцова — артистическая натура, задорный нрав, отважна, вращалась среди немецких офицеров, собирала информацию.

Сергей Тюленин — смелый, даже отчаянный, всегда шёл на сложные задания.

Елена Николаевна — мать Олега Кошевого, интеллигентная, умная женщина.

8. Композиция произведения.

Композиция романа построена на жестоком противоборстве двух сил.

Экспозиция — отступление советских войск через Краснодон.

Завязка — врыв переправы, отрезавший путь эвакуации жителям Краснодона.

Развитие действия: подпольная борьба молодогвардейцев с фашистами; аресты; допросы.

Кульминация — героическая гибель юных подпольщиков.

Развязка — освобождение Краснодона, бегство немцев, похороны погибших, клятва оставшихся в живых молодогвардейцев отомстить за своих друзей.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В романе преобладает высокий слог. Автор не скупится на эпитеты, метафоры и гиперболы. Романтичны метафоры, связанные с образом птицы, полётом: мой орлик (мать — об Олеге Кошевом), выражение глаз летящей птицы (о глазах Ульяны), сравнение с птицами рук матери. С нарастанием драматизма, особенно к концу романа, повествование приобретает большую сдержанность.

10. Отзыв о произведении.

Реальность событий в основе романа, реальность героев произведения и сила художественного слова создают особенное впечатление от прочитанного. Зримыми и близкими становятся эти мальчики и девочки. Возможно, кому-то покажется, что в романе слишком много патетики, но, вероятно, таковым было мироощущение и душевное состояние того поколения комсомольцев. Любовь к своей советской Родине, вера в её будущее и высокий душевный строй стали причиной героизма этих ребят.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Фадеева «Разгром»