Анализ романа Хемингуэя «По ком звонит колокол?»
1. История создания произведения.
Хемингуэй написал «Прощай, оружие!» (1929) — трагическую книгу, полную горечи и разочарования, в которой главный герой дезертирует с фронта, выражая тем самым протест бессмысленной бойне. Позиция героя в романе — позиция автора.
Прошло несколько лет, и в Испании началась другая война, в стороне от которой Хемингуэй остаться не мог, потому что это была война между республиканцами и фашизмом — «ложью, изрекаемой бандитами». Ненавидящий войну, он в 1937 году прилетает в Испанию и покидает её с последними бойцами-республиканцами, отступающими через горы во Францию.
По горячим следам пережитых событий Хемингуэй пишет роман «По ком звонит колокол», который выходит в 1940 году. В романе явственна мысль писателя об обречённости фашизма.
Все описываемые события автор назвал художественным вымыслом, но есть мнения о документальном основании отдельной части сюжета: прообраз главного героя Роберта Джордана — это советский разведчик К. П. Орловский.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«По ком звонит колокол?» — роман, и роман эпический, потому что центральное место в произведении занимает судьба испанского народа и революции. Судьбы героев (Джордана и других) даны в контексте исторических событий: гражданской войны в Испании и партизанского движения.
3. Название произведения и его смысл.
Название произведения «По ком звонит колокол?» — слова из проповеди Джона Донна, священника и поэта 17 века. В этой проповеди Донн говорит о том, что нет в мире обособленности человека от других людей, все связаны друг с другом. Беда или смерть одного человека всегда касается других: каждый человек «един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Отрывок из проповеди служит эпиграфом к роману.
Нельзя оставаться безучастным, если в другой стране «коричневая чума» поднимает голову, она обязательно придёт и в твою страну — такую мысль вложил писатель в название своего романа.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в романе ведётся от третьего лица, но происходящие события передаются в основном через восприятие главного героя Роберта Джордана. Также некоторые факты изложены через оценку их другими персонажами или самого автора. Такой полифонизм позволяет читателю видеть ситуацию с разных точек зрения.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Война с фашизмом.
Идея: Должно быть единство в борьбе с фашизмом, так как человечество едино, и зараза «коричневой чумой» с одного края земли легко может перекинуться на другой.
Проблематика: насилие и жестокость с обеих противоборствующих сторон; долг и индивидуализм; любовь на войне, её свет и трагичность.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Поздняя весна 1937 года в Испании. Уже год идёт гражданская война. Роберт Джордан, интернационалист из Америки, прибывает по заданию республиканского командования к партизанам, в отряд Пабло. Его задача — взорвать мост. В отряде Роберт знакомится с Марией, девушкой с изломанной на войне судьбой.
Возникает конфликт между опасением Пабло идти на подрыв моста и чувством долга главного героя. Роберт полюбил Марию, это чувство пробудило в нём вкус к жизни. Герой переживает внутренний конфликт: рискованная операция по подрыву моста может закончиться для него смертью, а ему хочется счастья. Чувство долга одержало в нём верх.
Преодолев все трудности, Джордан подорвал мост. Он не погиб, но сломал ногу и не может отступать. Герою удалось уговорить Марию уйти. Роберт остаётся один и ждёт неприятеля, чтобы открыть по нему огонь. Свою жизнь он намерен завершить достойно.
7. Система образов произведения.
Роберт Джордан — американец, выступающий на стороне республиканцев, подрывник, прибывший в отряд с заданием взорвать мост. Человек долга, мужественный, мыслящий.
Пабло — главарь партизанского отряда, о котором ходило много легенд, но к моменту повествования Пабло переменился: ему уже хотелось покоя.
Ансельмо — пожилой проводник в отряде Пабло.
Мария — девушка, которая живёт при отряде Пабло. Её родители убиты фашистами, сама она пережила надругательство. Её израненная душа оживает любовью к Роберту Джордану.
Пилар — жена Пабло, яркая личность, отважная республиканка, наделена многими талантами, уважаема в отряде.
8. Композиция произведения.
Завязка — прибытие в партизанский отряд Роберта Джордана по заданию республиканского командования взорвать мост.
Развитие действия: нежелание Пабло участвовать в подрыве и убедительное слово Пилар в противовес ему; любовь Марии и Роберта; поход в соседний отряд за лошадьми; снегопад; гибель соседнего отряда из-за следов, оставленных на снегу; бегство Пабло с бикфордовым шнуром и ящиком со взрывателем; подготовка неприятеля к наступлению; возвращение раскаявшегося Пабло с людьми и лошадьми.
Кульминация: Джордан с отрядом партизан направляется к реке минировать мост, им удалось пробраться к мосту, убить часовых и установить динамит возле опор. Они ждут наступления.
Развязка: Джордан взрывает мост, погибает проводник Ансельмо. Джордан не может отступать из-за сломанной ноги (на него упала убитая лошадь). Герой убеждает Марию оставить его, он добирается до пулемёта, чтобы задержать врага, насколько возможно.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В романе присутствует дух трагедии, но она отлична от трагедии обречённости в романе «Прощай, оружие!». «По ком звонит колокол» проникнут идеей долга перед человечеством. В романе «Прощай, оружие!» Хемингуэй был противником «высоких» слов — «священный», «жертва», «славный». В «Колоколе» этим словам возвращается первозданная ценность.
10. Отзыв о произведении.
Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол?» читать в целом эмоционально нелегко. Написано о войне во всей её неприглядности, но трагизм романа не оставляет удручающего впечатления. Герой выполнил свой долг. Он верно решил, что прожить семьдесят часов можно ярче, чем семьдесят лет. А в самом конце романа, подводя итог своей жизни, он произносит жизнеутверждающие слова о том, что мир — хорошее место, и за него стоит драться.