Анализ романа Хемингуэя «Прощай, оружие!»


1. История создания произведения.

Роман «Прощай, оружие!» вышел в свет в 1929 году. В основе романа — события из жизни автора. Э. Хемингуэй участвовал в Первой мировой войне (Итальянский фронт), получил ранение. С медсестрой миланского госпиталя у него был роман.

Назвать произведение автобиографией писателя нельзя, потому что события в книге относятся к 1915 – 1917 гг., а Хемингуэй был в Италии в 1918 году. Передать атмосферу происходящих событий ему помог личный военный опыт, изучение мемуарной и справочной литературы. Он считал, что правдивость литературному произведению придаёт только созданное, придуманное.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Прощай, оружие!» — роман, так как тематика произведения глобальна, судьбы героев соотнесены с историческими событиями, отражёнными в повествовании.

3. Название произведения и его смысл.

Для названия своего романа Хемингуэй взял название стихотворения английского поэта 16 века Джорджа Пила, посвящённого королеве Елизавете. В этом стихотворении прославленный воин уходит на покой, чтоб «славить и молиться». Хемингуэй подключает к названию своего произведения иронию, потому что в нём идёт речь не о славе оружия, а о поражении его.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование намеренно ведётся от первого лица. Такой режим повествования придаёт большую правдивость изображаемым событиям, читатель чувствует себя причастным к ним.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Человек в условиях войны, трагедия современника, оказавшегося в «бойне» — «потерянное поколение».

Идея: Бессмысленность и аморальность войны.

Проблематика: Трагичность любви на войне; место человека в мире; вера и неверие (жизнь в мире без центра).


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Фредерик Генри, американский архитектор, добровольно отправился на Итальянский фронт Первой мировой войны. Военные будни окрашены в унылые тона. Затишье на фронте сопровождается дождливой погодой, грязью и скукой. Люди устали от войны. Невесёлую жизнь героя разнообразит знакомство с Кэтрин Баркли, медсестрой из Англии, жених которой погиб. На первых порах их отношения несерьёзны, но после ранения главного героя, когда Кэтрин приезжает к нему в госпиталь, между ними вдруг пробегает искра. Сильное чувство преобразило для них мир.

Вскоре затишье на фронте сменяется боями. Австрийцы при поддержке немцев прорывают фронт, итальянцы в панике отступают. Во время отступления Фредерик вынужден бежать от полевой жандармерии, чтобы не быть расстрелянным по подозрению в шпионаже из-за его американского акцента. Он тайно перебирается в Милан и, оказавшись в положении дезертира, принуждён скрываться.

Фредерик находит Кэтрин и вместе с ней переправляется в Швейцарию. Герой покончил с войной, он выходит из игры. Фредерик и Кэтрин счастливы, они радуются жизни без войны, Кэтрин ожидает ребёнка. Однако идиллическая жизнь была недолгой. Кэтрин умирает при родах, их ребёнок рождён мёртвым. Простившись с любимой, герой идёт из больницы под дождём.

7. Система образов произведения.

Фредерик Генри — американец, доброволец на фронте империалистической войны. У него нет определённых политических убеждений, но война ненавистна ему. Фредерик ощущает её жестокость и нелепость, особенно — в свете расцветшей среди крови и страданий любви. Его дезертирство — индивидуалистический протест, отказ жертвовать собой во имя отвлечённых лозунгов и чужих интересов.

Кэтрин Баркли — медсестра, англичанка, жених которой погиб. Она становится возлюбленной главного героя. Это образ бескорыстной женщины, которая готова следовать за любимым человеком на любых условиях, не думая о своих интересах.

Ринальди — военный врач.

Фергюссон — медсестра, подруга Кэтрин. Она не верит в счастливый исход любви на войне. Война определила трагичность её мировосприятия.

Капеллан — полковой священник, у которого добрые отношения с Фредериком. Военные посмеиваются и зубоскалят над священником, только Фредерик не принимает в этом участия. Главный герой, как и его собратья по оружию, далёк от веры и живёт в мире богооставленном, но беседы с капелланом, образ этого кроткого человека что-то пробуждают в душе его.

8. Композиция произведения.

В романе «Прощай, оружие!», как и в большинстве других произведений Хемингуэя, нет чёткого композиционного построения, она разорвана. Схема композиции приблизительна.

Завязка — за пределами сюжета, ей можно считать решение главного героя отправиться на войну.

Развитие действия: знакомство с Кэтрин Баркли; ранение в битве у Изонцо; пребывание в госпитале и переход отношений с Кэтрин на новый уровень (любовь); отступление под Капоретто.

Кульминация — побег от расстрела и переход на положение дезертира (сознательная позиция по отношению к войне).

Развязка — крах личного счастья, обретённого на войне (смерть любимой женщины).

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Стилевые особенности Хемингуэя в романе — лаконизм и простота. Все мысли и чувства содержится в подтексте. В художественном творчестве писатель руководствовался «теорией айсберга»: он выбирал только самые важные слова и детали, которые, как верхушка айсберга, будучи на поверхности, таили под собой глубинную глыбу мыслей и переживаний.

Выразительный художественный приём в романе — образ дождя как лейтмотив. С начала и до конца романа, во всех ключевых сценах идёт дождь. Беспрестанный дождь усиливает настроение уныния и безысходности. Так через внешние обстоятельства писатель передаёт внутреннее состояние героев.

10. Отзыв о произведении.

«Прощай, оружие!» — роман о войне, которая навязана простым людям, не нужна им. Позиция автора: эта война — результат чьих-то имперских амбиций, и она преступна по сути своей. Хемингуэй изображает войну злой силой, ломающей жизнь целого поколения: физически и нравственно. Он показывает, что нет ничего прочного на войне, всё мимолётно, обречено на трагический финал.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Хемингуэя «По ком звонит колокол?»
  • Анализ романа Хемингуэя «Иметь и не иметь»