Анализ романа Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»


1. История создания произведения.

Замысел романа «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», как отмечал сам В.А. Каверин, появился у автора после спора с «одним литератором» - В. Шкловским, который утверждал, что жанровая специфика романа не будет реализована в полном объеме даже у такого гениального писателя как А.П. Чехов. Возразив ему, В.А. Каверин выслушал от В. Шкловского сомнение в таланте писателя, доказывая, что он не сможет написать роман. Тогда В.А. Каверин вступил с В. Шкловским и в полемику и для того, чтобы доказать обратное, приступил к созданию своего первого романа, которых после у писателя будет больше.

На следующий день после конфликта В.А. Каверин начал работать над романом «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (далее – «Скандалист»).

Произведение, которое было написано в 1928 году, вышло после долгого творческого перерыва писателя в журнале «Звезда». Отрывками и под разными названиями роман публиковался «Красной газетой», «Ленинградской правдой», «Красным студенчеством». После публикации романа о В.А. Каверине заговорили как об опытном писателе.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Скандалист» относится к жанру романа. Сам В.А. Каверин называл свое произведение «комедией нравов», так как изображение событий в романе происходило с долей сатиры, но в то же время и ностальгией.

Особенностью романа является то, что жизненный материал, на котором основано произведение, облачился в художественную форму. Так прослеживаются черты автобиографического романа, а также происходит соединение реального и вымышленного.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Скандалист» имеет несколько непривычное значение. Это не бытовое значение, а культурно-историческое. Скандал в произведении – конфликт мировоззрений, способ поставить актуальные вопросы на злобу дня.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, что способствует объективной оценке происходящих событий.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Роман «Скандалист» В.А. Каверина о нереализованных способностях людей, которые фактически ушли от самих себя. Писатель поднимает тему интеллигенции, которая находится в неразрывных отношениях с темой революции. В.А. Каверин показывает, как люди не смогли осуществить, возможно, свое жизненное предназначение. Такие люди вышли за границы времени, они чужды или враждебны эпохе: кто-то опоздал, кто-то, наоборот, выступил с бунтом слишком рано. Писатель в своем романе показать попытку создания бунта против напрасно прожитого времени, попытку поиска истинного жизненного пути. Поставив данный вопрос в «Скандалисте», В.А. Каверин не стремится отвечать на него. Где же настоящая счастливая жизнь творца – эта тема отобразилась лишь в одном из последующих произведениях – очерке «Пролог».


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежат судьбы творцов-литераторов. Временем действия становится 1920-е годы. Произведение затрагивает духовную сферу жизнедеятельности, поэтому образы романа – это советская интеллигенция, представленная разными людьми: это и студенты, и преподаватели; и молодое поколение, и уже минувшее поколение. Автор «Скандалиста» показывает, что все они – люди творческой натуры, для которых смысл жизни тесно связан с творчеством, пытаются найти свое место в новом государстве, которое стремительно претерпевает изменения.

Для В.А. Каверина фабула и сюжет были не так важны, как характеры героев и авторское выражение мироощущения. Фактически роман является исповедью самого писателя.

7. Система образов произведения.

Виктор Некрылов, прототипом которого был В. Шкловский, с которым В. А. Каверин вступил в творческую полемику, является центральным героем произведения. Это писатель и филолог, тот самый «скандалист» - именно так автор описывает героя во вступительной статье.

Виктор Некрылов – настоящий романтик, который считает, что литература – это не просто ремесло.

В произведении появляется множество образов творческих людей, включая литераторов и филологов, с которыми имел связи сам автор. Это и Драгоманов, который равнодушен ко всему, кроме своего дела, и Ложкин, которого можно назвать скандалистом-неудачником, и Халдей Халдеевич, который отрешен абсолютно от всего мира, и Ногин, который сначала не находит признание в поэзии, а затем переходит в прозу.

8. Композиция произведения.

Роман «Скандалист» имеет два эпиграфа: слова Б. Пастернака и цитата из известного произведения М. Твена. Наличие данных эпиграфов говорит о сочетании реального и вымышленного.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Центром повествования стала студенческая и преподавательская среда, которая описывается автором карикатурно и даже сатирически. Однако сатиру нельзя назвать едкой, поскольку она имеет оттенок ностальгии по той России, которая уходит навсегда.

10. Отзыв о произведении.

Роман В.А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» рассматривает среду интеллигенции, к которой относились творческие люди. Произведение будет интересно писателям и поэтам.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Каверина «Два капитана»
  • Анализ романа Каверина «Перед зеркалом»