Анализ романа Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»
1. История создания произведения.
Роман «Пошехонская старина» создавался М.Е. Салтыковым-Щедриным в 1880-х годах. Сохранилось 5 рукописей, последняя из которых дорабатывалась в августе 1887 года. Произведение сразу началось публиковаться в журнале «Вестник Европы»: с 1887 по 1889 год.
«Пошехонская старина» - последнее законченное произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина, оно стало своеобразным завещанием потомкам.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Пошехонскую старину» принято называть романом. Однако в жанровом отношении не все так просто. Произведение во многом восходит к событиям детства самого автора, отсюда можно выделить автобиографические черты (однако роман нельзя назвать чисто автобиографичным!). Реальное в произведении смешивается с вымышленным. «Пошехонская старина» построена в виде воспоминаний, она имеет хроникальные элементы, которые отличаются социальной проблематикой. Произведение сочетает в себе признаки хроники, бытописи и авторских размышлений. Все это использует автор не для субъективного описания, а, наоборот, для объективного изображения действительности.
3. Название произведения и его смысл.
В названии произведения заключено место и время действия. События происходят в глуши Пошехонья, рассказчик принадлежит к старинному пошехонскому дворянскому роду. Слово «старина» указывает на события прошлого, которые отразились в воспоминаниях повествователя.
Помимо указания на хронотоп, название имеет и другую функцию. Пошехонская – эпитет, который указывает на то, что в центре внимания будет стоять дворянство, а не верхи населения.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в «Пошехонской старине» ведется в форме рассказа, в форме воспоминаний. В романе присутствует образ «я»-повествователя – Никанора Затрапезного.
Следует отметить, что М.Е. Салтыков-Щедрин в примечании к роману призывал не смешивать его личность с образом рассказчика.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Писатель обратился к прошлому, когда еще царствовало крепостное право. Сделал он это для того, чтобы показать реальные события, происходящие в 30-40-е годы. Обращение к прошлому помогло автору показать его современность, закономерности, которые ее определили. По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, именно прошлая «старина» определяет будущие события.
Своей задачей писатель поставил продемонстрировать «характеристические черты» быта крестьян. Он показал, что крепостное право не давало человеку стать личностью в прямом смысле этого слова. Только борьба с крепостничеством, которое оказывало развращающее воздействие, способствовала этому становлению.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
М.Е. Салтыков-Щедрин в своем последнем произведении обращается не к современности, как это было раньше, а к прошлому. В центре повествования лежит судьба помещичьей семьи в условиях крепостного права. Местом действия становится окраина Пошехонья – усадьба «Малиновец». Именно здесь показана эксплуатация крепостного населения.
В ходе воспоминаний читатель узнает, что семья Никанора Затрапезного была довольно обеспеченная, так как богатела день ото дня. Воспоминания героя так или иначе связаны с семейными отношениями. Перед глазами читателей проходит множество образов, которые повлияли на мировоззрение рассказчика.
7. Система образов произведения.
Система образов «Пошехонской старины» отличается своей широтой и многоперсонажностью. В романе рисуется три пласта образов – домочадцы, родственники и соседи Никанора.
В то же время существует деление героев на «господ» и «слуг». Галерея господ представлена различными описаниями помещиков – и богатые, и бедные. Галерея рабов описана также реалистично, представлены различные образы крестьянства, каждый из которых отличался своей индивидуальностью, но сливался в один класс населения.
Следует отметить, что среди множества проходящих через произведение героев нельзя выделить центрального персонажа, хотя все они объединены образом рассказчика – Никанора Затрапезного.
8. Композиция произведения.
Композиция романа отличается своей бессюжетностью в прямом смысле этого слова. В произведении отсутствует сквозная фабула, роман построен как воспоминание об отдельных эпизодах жизни. Действующие лица связаны не единым сюжетом, а образом повествователя.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Отличительной особенностью романа «Пошехонская старина» является отсутствие сатирических приемов, которые М.Е. Салтыков-Щедрин любил использовать в других произведениях.
Все повествование проникнуто бесстрастностью и спокойной интонацией. Такая реалистичная форма позволяла подчеркнуть то, что действительность хуже и фантастичнее любого гротеска.
10. Отзыв о произведении.
М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «Пошехонская старина» обратился к историческим событиям крепостничества, чтобы показать не только прошлое, но и современное ему общество.