Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…»


Сразу по окончании школы в 1912 году С.А. Есенин покинул село Константиново и переехал в Москву, чтобы начать строить карьеру. Он очень тосковал за родной деревней. Сергею Александровичу довольно быстро наскучила столичная жизнь, но он знал, что, живя в селе, он не сможет осуществить свои мечты и стать знаменитым. Тоска за родными местами наложила отпечаток на творчество. Сергей Александрович написал много стихотворений, посвященных сельской природе. В 1925 году поэт ненадолго приехал на малую Родину. Трогательные впечатления от поездки домой он выразил в стихотворении «Мелколесье. Степи и дали», написанном в этом же году. В 1925 году оно было опубликовано в журнале «Красная нива».

В анализируемом произведении есть признаки пейзажной и интимной лирики. Его жанр – элегия. Тема – описание сельской природы; рассказ лирического героя о его деревенских корнях. Сергей Александрович показывает, что наиболее дорогими сердцу человека являются места, в которых он родился. Кроме того, поэт утверждает, что люди должны гордиться своими корнями.

В центре стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» лирический герой, который едет любимыми дорогами, знакомыми с детства. Зная о поездке Сергея Александровича домой, можно утверждать, что образ лирического героя автобиографический. В начале произведения мужчина описывает всё, что видит вокруг: «Мелколесье. Степ и дали». Просторы залиты лунным светом. Ночную тишину нарушают бубенцы. Лирическому герою, кажется, что они рыдают. Описание звона бубенцов отображает состояние души путника. Он плачет от трогательной встречи с родными местами.

Далее лирический герой обращает внимание на неприглядную дорогу. Он утверждает, что этот путь любим им вовек. Им ездило много русских людей. Мужчину от дум о дороге отвлекают сани. Вдруг лирический герой с гордостью заявляет: «У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын». Далее он говорит, что он не отрекся от этой «чахленькой местности», даже став поэтом. Признается, что не бывал здесь долго.


Далее мужчина представляет сельские гуляния, что заставляет его прослезиться. В последнем катрене появляется символический образ русского народного инструмента – гармошки. Лирический герой обращается к ней, говоря, что под её звуки пропадала «не одна лихая слава».

Лирическому герою родне просторы кажутся самыми лучшими, и он уверен, что они могут покорить каждого с первого взгляда.

Стихотворение состоит из семи катренов. Строки в них объединены перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение также делится на части: лаконичное описание сельского пейзажа; рассказ лирического героя о своих корнях; рассказ лирического героя о родном крае; обращение к гармошке.

Раскрыть тему и реализовать идею поэту помогают художественные средства. В тексте есть метафоры («зарыдали… бубенцы», «почти березке каждой ножку рад поцеловать», «будет рядом веселится юность русских деревень», «не одна лихая слава пропадала трын-травой»), эпитеты («разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «звоны мерзлые», «чахленькая местность»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача…»
  • Анализ стихотворения Есенина «Письмо от матери»
  • Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»
  • Анализ стихотворения Есенина «Мой путь»