Анализ стихотворения Ахмадулиной «Прощание»


Читатели, знающие биографию Б. Ахмадулиной, согласятся, что стихотворение «Прощание» – не написано, а вылито на бумагу вместе с неистовой душевной болью. Белла Ахатовна два года была замужем за Евгением Евтушенко. Супруги очень любили друг друга, о чем вспоминали их друзья, да и сам Евтушенко. Но чувства оказались недолговечными. Б. Ахмадулина узнала, что беременна, но ее мужа эта новость не обрадовала. Он сказал, что сам еще юноша и попросил избавиться от ребенка. Женщина так и сделала. Евгений Евтушенко очень боялся, что Белла не сможет иметь детей, о чем позже признавался в интервью.

Поэтесса сумела прийти в себя после драмы: несколько раз выходила замуж, родила дочь. Произведение же «Прощание», написанное в 1960 г., вошло спустя 17 лет в сборник «Метель». Оно же было положено А. Петровым на музыку для кинофильма «Жестокий романс».

Тема стихотворения подсказана самим названием – прощание с любимым. Также в произведении отчетливо проявляется мотив несчастливой любви. Поэтесса показывает, что светлое чувство может глубоко ранить сердце, важно научиться отпускать без сожаленья человека, который некогда был близким.

В центре «Прощания» лирическая героиня, которая обращается к человеку, которого любила. После прочтения первых строк создается впечатления, что мы застали лирическую героиню в последний момент прощания: «а напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся». Женщина признается, что восходит «к высокой степени безумства».


Во второй строфе героиня пытается понять, что чувствовал ее возлюбленный. Женщине кажется, что он лишь пригубил ее, а потом неумело погубил. Эти метафоры хорошо описывают краткосрочный брак с Евгением Евтушенко. Третий катрен метафорично намекает на причину расставания: «тело мое опустело». Эта рассказывает о страшном грехе – убийстве ребенка. Совершив его, женщина убила и свою любовь, поэтому теперь говорит с гневом: «о нет тебе прощенья». Героиня осознает, что теперь не живет, а существует, не слыша ни запахов, ни звуков.

Произведение Б. Ахмадулиной «Прощание» по смыслу делится на две части: попытки лирической героини понять чувства бывшего возлюбленного, откровение о совершенном грехе. Одна часть плавно переходит во вторую. Формальная организация стихотворения – четыре катрена. Строки в четверостишьях объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Лаконичное произведение наполнено художественными средствами. В тексте есть метафоры: «восхожу к высокой степени безумства», «ты пригубил погибели», «тело… бродит, видит белый свет», «тело мое опустело», «пали руки», «уходят запахи и звуки». В некоторые строки поэтесса вплетает эпитеты: «погубил так неумело», «живо тело», «работа малая».

Важную роль для передачи эмоций лирической героини играет интонация. Размышлениям над отношениями придают выразительности вопросительные предложения. Задумчивость выражается посредством оборванной синтаксической конструкции.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «В тот месяц май, в тот месяц мой…»
  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «Взойти на сцену»
  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «Ночь»
  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «По улице моей который год…»