Анализ стихотворения Анненского «Две любви»


Тема любви одна из самых распространенных в мировой и отечественной литературе. Не мог остаться в стороне её и поэт «Серебряного века» И.Ф. Анненский. Его перу, например, принадлежит стихотворение «Две любви», которое вошло в сборник «Кипарисовый ларец», а позже – в издание избранных произведений поэта. Интересно, что в посмертных изданиях есть посвящение С.В.ф. Штейну. В автографе оно отсутствует. С.В. Штейн – брат невестки Иннокентия Фёдоровича. В 20-х гг. ХХ века он опубликовал в Эстониии воспоминания об И.Ф. Анненском.

Стихотворение «Две любви» относится к любовной лирике, но есть в нем и признаки философской поэзии. Тема – рассказ о том, какой может быть любовь. Автор показывает, что любовь может проявляться по-разному. Он не говорит о том, какое проявление нравится ему, но об этом нетрудно догадаться. Иннокентию Фёдоровичу по душе любовь, которая «вместе ночь и день».

Главный образ произведения – любовь. Её поэт представляет как явление, которое похоже на дым и на тень. Чувство, напоминающее дым дурманит, если ему тесно, но если дать ему свободу оно развеется. Такая любовь вечно молода, как дым. Автор не говорит, что такое чувство плохое, но мы догадываемся, что любовь-дым не для него.


Далее рассказывается о любви, похожей на тень. Она всегда рядом: днём тихонько лежит у ног и внимает человеку, а ночью неслышно берет в объятья. И.Ф. Анненский намекает, что любовь-тень не ограничивает человека, а лишь морально поддерживает, охватывая его душу заботой и уютом. О том, что поэту нравится такое чувство говорит последняя строка: «Быть как тень, но вместе ночь и день…».

Стихотворение И.Ф. Анненского «Две любви» состоит из двух смысловых частей, об этом нам подсказывает и его название: рассуждение о любви, похожей на дым и чувстве, подобному тени. Смысловой композиции соответствует и формальная организация. Произведение состоит из двух катренов, строки которых объединены кольцевой рифмовкой. В тексте есть и мужские, и женские рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Анализируемое произведение лаконичное, но в нем использовано много художественных средств. Начинаются четверостишия сравнениями, оформленными посредством причастных оборотов: «есть любовь, похожая на дым», «есть любовь, похожая на тень». Также в стихотворении использованы метафоры («если тесно ей – она дурманит», «дай ей волю – и её не станет», «днём у ног лежит – тебе внимает», любовь «обнимает»), эпитет («неслышно обнимает»). Как видим, художественные средства помогают автору создать выразительные образы разных видов любви, позволяют читателю представить отношения людей, сердца которых наполнены любовью-дымом и любовью-тенью.

Привлекает внимание интонационный рисунок произведения И.Ф. Анненского «Две любви» В нем преобладают оборванные синтаксические конструкции, которые говорят о задумчивости автора, лирического героя, подталкивают читателя поразмышлять над сказанным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Анненского «Снег»
  • Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»
  • Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»
  • Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»