Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»


И. Анненский переводил стихотворения французских авторов, что оказало влияние на его индивидуальный стиль. Творческое наследие поэта не столь велико, большой его пласт – произведения, написанные в духе символизма. Они поражают мастерством автора, ведь с точки зрения стилистики символизма являются безупречными. Образцом такой лирики И. Ф. Анненского является стихотворение «Смычок и струны». Иннокентий Фёдорович очень его любил. Современники поэта вспоминают, что, сдержанный в повседневной жизни, он проявлял свои эмоции, когда читал указанное произведение.

Стихотворение «Смычок и струны» впервые было опубликовано в журнале «Белый камень» (№ 1 за 1908 г.). В первой публикации оно имело название «Скрипка». Произведение также вошло в цикл «Трилистник соблазна» сборника «Кипарисовый ларец».

Анализируемое произведение относится к любовной лирике, но есть в нем и признаки лирики философской. Тема – рассказ о смычке и струнах, под образами которых подразумеваются влюбленные мужчина и женщина. Автор показывает, что любовь – это не только радость, но и боль расставания.

Главные герои стихотворения указаны в его заглавии – это смычок и струны. Второстепенным героем является скрипач. Все образы символичны. В первом катрене рассказывается о том, что смычок много лет касался скрипки, а при свете не узнал струны. Такое странное явление поэт называет «тяжелым, темным бредом. После прочтения всего произведения понимаем, что речь идет о человеке, который так и не познал тайны души второй половины.


На какое-то время смычок и скрипка расстались, но вдруг кто-то вновь слил их. Между ними завязался нежный разговор, в котором они клялись, что больше не допустят расставания. Читая их диалог, снова-таки легко проводить параллель между образами смычка и струн и людьми.

Скрипка чувствовала, как болит её сердце, ведь подсознательно понимала, что разлука со смычком неизбежна: они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Смычок это понял, и затих. И.Ф. Анненский говорит прекрасную фразу, смысл которой легко перенести на отношения между влюбленными людьми: «и было мукою для них, что людям музыкой казалось». Смычку и струнам повезло, ведь скрипач играл до утра, но с восходом солнца они оказались опять в футляре, который поэт назвал постелью.

Произведение И.Ф. Анненского «Смычок и струны» условно можно поделить на смысловые части: рассказ о касаниях смычка и скрипки перед разлукой; их «встреча и разговор», новое расставание. Формальная композиция стихотворения – шесть катренов. Строки четверостиший объединены перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Символические образы смычка и скрипки созданы при помощи художественных средств. Среди тропов есть, как банальные, так и индивидуально-авторские. В тексте использованы метафоры («кто зажёг два желтых лика», «кто-то взял и кто-то слил их», «струны ластились к нему», «сердцу скрипки было больно», «смычок все понял, он затих», «солнце их нашло без сил на черном бархате постели»), эпитеты («тяжелый, тёмный бред», «выси мутно-лунны», лики «унылые»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Анненского «Снег»
  • Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»
  • Анализ стихотворения Анненского «Две любви»
  • Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»