Анализ стихотворения Блока «Зайчик»


Стихотворения А. Блока для детей поражают простотой и непосредственностью. Большинство из них вошли в сборник «Круглый год», который разделён на цикли, посвященные разным временам года. В 1906 году Александр Александрович написал произведение «Зайчик». Оно стало частью осеннего цикла.

Тема анализируемого стихотворения – рассказ о том, как живется зайчику осенью. Автор показывает, что животные зависят от перемен в природе. Осень и зима – времена, когда зверям тяжело найти еду и кров, но люди могут им помочь. Таким образом, Александр Александрович воспитывает в маленьких читателях доброту и милосердие.

Уже в первой строке А. Блок акцентирует внимание на том, что зайчик маленький. Так он намекает на то, что животное беззащитное. Прежде зайчик радовался белым цветочкам, но с наступлением осени всё изменилось. Нетрудно догадаться, что для зайки это первая осень. Теперь лапки зайчика наступают на опалую листву. Осенняя пора хмурая, дождливая и голодная. На огородах убрали капусту, теперь нечего украсть.

Зайчик прыгает возле сосен и боится попасть в лапы серому волку. Бедняжка с надеждой думает о лете, с надеждой смотрит в небо, но неба не видно. Зайчик просит лишь, чтобы было потеплее, посуше, ведь ступать по воде очень неприятно. Рассказом о мыслях животного завершается стихотворение.


Стихотворение А. Блока «Зайчик» состоит из шести катренов. Строки из разных катренов рифмуются между собой. Александр Александрович использовал кольцевую рифмовку. В тексте преобладают женские рифмы, также есть мужские и дактилические. Стихотворный размер – разностопный хорей. Также произведение можно условно разделить на смысловые части: рассказ о том, что когда-то зайчик радовался лету, а теперь наступила осень; рассказ о том, как зайчик не может найти сухое место и еду.

Создать образ зайчика, раскрыть тему и реализовать идею А. Блоку помогли художественные средства. В тексте преобладают эпитеты: «маленький зайчик», «сырая ложбинка», «белые цветочки», «тонкие былинки», «жёлтые листочки», «хмурая, дождливая» осень «бедный зайчик», «мокрые сосны». Также в произведении использованы метафоры: «глазки тешили белые цветочки», «осенью расплакались тонкие былинки». В последнем катрене использована анафора: «только б потеплее, только бы посуше…». Важную роль играют уменьшительно-ласкательные формы слов: зайчик, глазки, цветоски, былинки, листочки, капустка.

Привлекает внимание интонационный рисунок произведения. Жалость к зайчику Александр Александрович подчеркивает оборванными синтаксическими конструкциями. Его мечты о теплой, сухой погоде выражаются посредством восклицательного предложения в последнем катрене.

Акцентировать внимание на важных деталях помогают инверсии («прежде глазки тешили белые цветочки», «всю капустку сняли, нечего украсть»), элипсис («только б потеплее, только бы посуше»).

В некоторых строках использована аллитерация. Например, жалость к голодному зайчику подчеркивается при помощи слов с согласным «с»: «всю капустку сняли, нечего украсть».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Блока «Сны»
  • Анализ стихотворения Блока «Ворона»
  • Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»
  • Анализ стихотворения Блока «Золотистою долиной…»