Анализ стихотворения Окуджавы «Песенка о Моцарте»


Есть сведения о том, что Б. Ш. Окуджава избегал разговоров на темы религиозности и патриотизма. Тем не менее, религиозная проблематика, нашла отображение в его творчестве. В эпоху, когда жил поэт, власть пыталась искоренить веру в Бога. Цензура тщательно проверяла произведения, не допускала к публикации те, которые касались религии. Б. Окуджава умело обходил запреты. Доказательством этого является «Песенка о Моцарте». Стихотворение было создано весной 1969 г. и было опубликовано в сборнике «День поэзии-69». Впервые произведение увидело мир под названием «Моцарт на скрипке играет».

Исследователи долгое время считали, что стихотворение посвящено И. Бродскому, ведь публиковалось с инициалами «И. Б.». Эту гипотезу опроверг сам Булат Шалвович. На самом деле, произведение посвящено Ирине Балаевой. В квартире его супруга регулярно собирались поэты. Личных мотивов к посвящению не было. Стихотворение было подарено хозяйке квартиры, потому что понравилось ей.

«Песенка о Моцарте» относится к философской лирике. Некоторые исследователи определяют жанр этого произведения как псалом. Темы стихотворения – игра Моцарта на скрипке; человек и Отечество, человек и Бог. Автор показывает, что музыка – нечто свободное. Она не ограничивается территорией определенной страны, как и не ограничивается музыкант: «Моцарт отечества не выбирает».


Начинается произведение описанием игры Моцарта на старенькой скрипке. Б. Окуджава выводит универсальную формулу человеческой судьбы: «то гульба, то пальба…». Он обращается к Моцарту, просит не переставать играть, а еще не убирать ладони со лба. Исследователи говорят, что в этой строке, которой оканчивается каждая строфа, и появляется религиозный мотив. Моцарт не может играть на скрипке и держать ладони на лбу, следовательно, это ладони Бога. Всевышний держит их на лбу музыканта, пока тот играет. Исток этой метафоры – распространенный фразеологизм.

Во второй строфе лирический герой говорит, что в конце жизни поблагодарим судьбе. Он остерегает сотворить кумира из грехов своей родины. В этом предостережении тоже отсылка Библии, строки которой гласят: «Не сотвори себе кумира». В последнем восьмистишии раскрывается мотив быстротечности жизни. Лирически герой констатирует: «коротки наши лета молодые». В этой же строфе описание наряда, в котором ходил Моцарт.

Стихотворение Б. Окуджавы «Песенка о Моцарте» состоит из трех восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – дактиль. Произведение также делится на смысловые части: рассказ об иге Моцарта на скрипке, размышлений лирического героя о конце жизни, о Родине; размышления о скоротечности жизни. Особенность «Песенки о Моцарте» - повторение последних четырех строк. Только седьмая строка строф немного отличается.

Для раскрытия тем и реализации идеи Б. Окуджава использовал художественные средства. В тексте есть метафоры («скрипка поет», «на остановке конечной скажем спасибо этой судьбе», «не расставайтесь с надеждой», «миг ‒ и развеются» (о молодых летах), эпитеты («старенькая скрипка», «родина вечная», «коротки наши лета молодые», «красный камзол», «башмаки золотые»), сравнение («развеются, как на кострах»), антитеза («наша судьба – то гульба, то пальба»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Окуджавы «Читаю мемуары разных лиц...»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Песенка об Арбате»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Не бродяги, не пропойцы...»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Всю ночь кричали петухи»