Анализ стихотворения Пастернака «Красавица моя, вся стать...»


Стихотворение «Красавица моя, вся стать…» Б. Пастернак посвятил Зинаиде Нейгауз – своей второй любви. Познакомились они в конце 1920-х гг. Тогда женщина была замужем, но брак не смог стать преградой для любви Пастернака и Нейгауз. В 1931 г. Зинаида Николаевна поехала с Борисом Леонидовичем в Грузию. Тогда же она расторгла брак с первым мужем. В том же 1931 и было написано анализируемое произведение.

Тема стихотворения – любовь к женщине, влияние чувств на творческий процесс. Автор показывает, что новаторство в поэтическом искусстве – раскрытие традиционных форм по-новому. Вдохновляют же на это сильные чувства.

Стихотворение Б. Пастернака «Красавица моя, вся стать…» относится к интимной лирике, но есть в ней и признаки философской. Жанр произведения – элегия.

Ключевой образ произведения – лирический герой и его возлюбленная. Строки написаны от первого лица, поэтому читатель легко может углубиться в переживания лирического «Я». Также заметным образом является возлюбленная героя. Вначале мужчина заявляет, что ему все нравится в «его красавице», что любимая женщина вызывает у него желание творить: «вся рвется музыкою стать, и вся на рифмы просится».


Любовный мотив плавно переходит в мотив поэтического искусства. Лирический герой размышляет о сути поэзии. Он утверждает, что «рифмы» несут правду, что в них нет места року. Герой понимает, что строки – лишь форма, поэтому чувствовать стихи нужно глубже, ведь в них и любовь, и утешенье.

В последних строфах лирический герой возвращается к разговору о возлюбленной, повторяя первые строки. Он признается, что чувства тянут его в путь, тянут петь. Упоминает он и о Поликлете – древнегреческом скульпторе, который детально разобрал «золотое сечение». Герой говорит: «Тебе молился Поликлет». Местоимение «тебе» неоднозначно: не понятно к кому обращается лирический герой: к любимой или к поэзии. Читатель может сам над этим подумать.

Произведение условно делится на две смысловые части: обращение к возлюбленной; рассуждения о поэтическом искусстве. Первая часть обрамляет вторую, создавая не только смысловую, но и формальную рамку. Стихотворение состоит из пяти катренов, одного терцета и одного шестистишия. Написаны стихи пятистопным ямбом. Такой стихотворный размер подчеркивает философское звучание произведения.

Важную роль в реализации ключевых мотивов и идейного звучания играют художественные средства. Преобладают в тексте метафоры: «суть твоя… рвется музыкою стать», «в рифмах умирает рок», «миров разногласица». В некоторые строки вплетены эпитеты, но они использованы не во всех строфах: «тягость тяжкая», «громкая бляшка». Сравнение в стихотворении всего одно: «сдать, как плащ за бляшкою».

Интонация произведения Б. Пастернака «Красавица моя, вся стать» спокойная, без восклицаний и вопросов, что подчеркивает мощный философский ключ. Выразительности строкам передает аллитерация, например, согласного «р»: «рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Пастернака «Перемена»
  • Анализ стихотворения Пастернака «Весна»
  • Анализ стихотворения Пастернака «Победитель»
  • Анализ стихотворения Пастернака «Страшная сказка»