Анализ стихотворения Пушкина «Цветок»


Осенью 1828 г. А.С. Пушкин гостевал у П.А. Осиповой-Вульф в усадьбе Малинники. Тогда поэт и создал стихотворение «Цветок». Впервые оно увидело мир в 1829 г. в журнале «Галатея».

В стихотворении тесно переплетаются черты интимной и философской лирики. В нем легко выделить две темы ‒ раздумья о скоротечности человеческой жизни; любовь. Автор показывает, что никто не вечен, но люди оставляют вещи, которые хранят память про них, про их чувства.

В центре стихотворения лирический герой и образ-символ цветка. Последний стоит толковать, как память о прошедших событиях. Мужчина находит книгу, в которой кто-то забыл цветок. Лирический герой обращает внимание на то, что растение уже успело засохнуть, истратить аромат. Эта деталь намекает на то, что оно лежит в книге уже давно. Цветок пробуждает в душе лирического героя вопросы: «Где цвел? когда? какой весною?». Мужчине становится интересно, кто сорвал цветок, и зачем его положили в книгу. Фантазия рисует ему сюжеты любовных историй, которые могут быть связаны с цветком: нежное свидание, роковая разлука. Предполагает он, что растение могло быть сорвано во время одинокой прогулки.


В последнем катрене лирический герой задумывается над судьбой тех, кому принадлежит его находка. Он не знает, живы они или нет. Таким образом, в конце произведение появляется мотив тленности жизни.

Анализируемое произведение А. Пушкина состоит из четырех катренов. Строки в них объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер ‒ четырехстопный ямб. Стихотворение также легко разделить на смысловые части. Первая часть ‒ рассказ о цветке, найденном в книге. Эта часть подводит читателя ко второй ‒ раздумьям лирического героя о том, откуда взялся цветок в книге. Третья часть ‒ предположения о цветке, которые связаны с любовными историями. Эти предположения поражают лаконичностью Четвертая часть ‒ раздумья о людях, которые положили цветок в книгу. Как видим, формальная организация соответствует смысловой.

Темы стихотворения А.С. Пушкина «Цветок» раскрываются выразительно благодаря художественным средствам. В тексте преобладают эпитеты: «цветок засохший, безуханный», «мечта странная», «чужая, знакомая ли рука», «разлука роковая», «одинокое гулянье», «нежное свиданье», «тень лесная», «неведомый цветок». В некоторые строки поэт вплетает метафоры: «мечтою странной душа наполнилась моя», «сорван кем, чужой, знакомой ли рукою», «нынче, где их уголок», «или они уже увяли» (про людей»). Художественные средства простые, некоторые даже банальные, но это совсем не делает произведение беднее.

Привлекает внимание синтаксис и интонация анализируемого произведения. Три катрена в нем полностью построены на риторических вопросах. Автор будто бы подталкивает читателя, подумать вместе с ним над этими вопросами. Кроме того, такая синтаксическая организация придает строкам задумчивости, делает философские нотки более выразительными.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Пушкина «Прощанье»
  • Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»
  • Анализ стихотворения Пушкина «Друзьям» («Вчера был день разлуки шумной…»)
  • Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день…»)