Анализ стихотворения Саши Черного «Дождик»


Детям нравится бегать под тёплыми каплями летнего дождя. В стихотворении «Дождик» Саша Черный мастерски передал настроение ребёнка, который решил выбежать на улицу, чтобы порезвиться под каплями. Произведение было написано в 1920 году, а в 1921 году его опубликовали в сборнике «Детский остров».

Тема анализируемого – рассказ о дожде и игре ребёнка под ним. Саша Черный показывает, что нужно уметь радоваться простым вещам, видеть прекрасное в любой погоде. Всему этому стоит поучиться у детей.

В центре стихотворения лирический герой. Это ребенок, о чем свидетельствует слово «штанишки» и рассказ о том, что герой хочет поскакать по канавке. Строки написаны от первого лица единственного числа, поэтому читатель может наблюдать за эмоциями ребёнка. Сначала лирический герой рассказывает о том, что в крышу хлещет дождик. Он даже пытается воспроизвести звук, создаваемый каплями: «Тра-та-та-та, трам-там-там!»

Лирический герой говорит, что скинет сапожки, засучит штанишки и с визгом поскачет по канавке. В третьем катрене ребенок рассказывает, как летят брызги, как пузырится вода в канве. Лирический герой восторгается: «Эва!». Дождик не прекращается. Он «пляшет на скамейке, барабанит в лопухах». Ребёнка дождь тоже промочил насквозь. Но вот из-за туч выглянуло солнышко, и лирический герой успокоился: «Солнце высушит – не бось!».


Стихотворение Саши Черного «Дождик» состоит из четырех катренов. В тексте использована перекрестная рифмовка. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение можно разделить на части: рассказ о летнем дождике; рассказ лирического героя о своем желании выбежать на улицу, чтобы погулять под дождиком; рассказ о том, что дождик прекратился, и выглянуло солнце.

Раскрыть тему, создать образ лирического героя Саше Черному помогли художественные средства. В тексте есть метафоры («дождик пляшет на скамейке, барабанит в лопухах», «поливалкою колючей промочил меня насквозь»», «солнце вылезло из тучи»), эпитеты («летний дождик», «тесные сапожки»), сравнение («брызги, словно змейки»), повтор («слышу, слышу»). В произведении много уменьшительно-ласкательных слов: дождик, сапожки, штанишки, канавка, дорожка, змейки. Они будто бы передают приятные ощущения, возникающие, когда гуляешь под теплым дождем.

Важную роль в воспроизведении эмоций лирического героя играет интонация. В тексте использованы восклицательные предложения, которые помогают передать восторг лирического героя. Оборванные синтаксические конструкции в первых катренах передают задумчивость, в последнем – волнение.

Привлекает внимание аллитерация. Радость ребенка помогают передать слова с согласными «с», «з»: «с визгом рысью поскачу», «брызги, словно змейки», «солнце вылезло из тучи». В первой строфе звук дождя воспроизводится при помощи слов с шипящими согласными: «летний дождик хлещет в крышу по железным по листам».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Слон»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «На коньках»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Как кот сметаны поел»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Песня ветра»