Анализ стихотворения Саши Черного «Как кот сметаны поел»


В творчестве Саши Чёрного особое место занимают поучительные стихотворения для детей. В них автор в игровой, иногда в шуточной форме показывает детям, показывает, как себя вести в тех или иных ситуациях. Стихотворение «Как кот сметаны поел» тоже относится к поучительным. Оно было написано в 1913 году, а в 1921 году вошло в сборник «Детский остров».

Тема анализируемого произведения – рассказ о хитром коте и доверчивых мышках. Автор показывает детям, что нельзя доверять словам чужих людей, какой бы ласковой и убедительной не была их речь. Взрослые, рассматривая идею в переносном значении, тоже могут вынести для себя урок из стихотворения.

В начале произведения Саша Черный знакомит читателей с главными героями – серыми мышками и котом с бархатной шерсткой. Кот пошел к чулану, чтобы полакомиться сметанкой, но дверь оказалась закрытой: «сидит кот перед дверцей, колотится сердце, - войти нельзя!»

Кот решил схитрить: он обратился к мышкам с просьбой обмокнуть лапки в сметану и высунуть под дверь. Кот знал, что просто так ему не поверят, поэтому сказал, что он мышка. Он старался говорить поласковее, но в его речи проскакивали и грубоватые обращения: «Скорей, глухие тетерьки!»

Мышки быстро поверили коту. Высунули лапки, а плутишка их повытаскивал и съел. Вот так кот поел сметаны.


Стихотворение Саши Черного «Как кот сметаны поел» состоит из трех строк с разным количеством строк. Строки объединены смежной рифмовкой. В тексте использованы женские и мужские рифмы. Написаны строки разностопным хореем. По смыслу произведение легко разделить на части: знакомство с главными героями, рассказ о том, как кот оказался перед закрытой дверью чулана; обращение кота к мышкам; рассказ о том, что случилось с доверчивыми мышами.

Анализируемое произведение сюжетное, поэтому в нем можно выделить элементы сюжета. Экспозиция – знакомство с мышами и котом. Завязка – кот оказывается перед закрытой дверью. Развитие событий – уговоры кота. Кульминация – рассказ о том, что мыши поверили коту. Развязка – рассказ о том, что кот вытащил и съел мышей.

Раскрыть тему и донести идею автору помогают художественные средства. В тексте есть («серые пальтишки», «бархатный живот», «тоненький голосишка», «кот-плутишка»), метафоры («запел кот»), обращение («глухие тетерьки»). Привлекают внимание уменьшительно-ласкательные формы слов: пальтишки, дверца, тоненький, голосишка, дверка, лапки, тетерьки, мышки, плутишка. При помощи таких слов автор выражает жалость к мышкам и в то же время смеётся над их доверчивостью. Во второй строфе использован фразеологизм «больно хочется».

Эмоциональный фон произведения создается посредством интонации. В тексте много восклицательных предложений и оборванных синтаксических конструкций.

В некоторых предложениях использованы элипсис («а в чулане мышки», «у вас там много в стакане», «я полижу», «вытащил за лапки, сгреб в охапку и в рот»), инверсия («вот запел кот», «поверили мышки коту-плутишке», «спасибо скажу»).



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Слон»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «На коньках»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Песня ветра»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Дождик»