Анализ стихотворения Саши Черного «Летом»


Стихотворение «Летом» Саша Чёрный написал в 1912 году, когда уже был известен в литературных кругах. Произведение вошло в цикл «Веселые глазки», а в 1921 году его опубликовали в сборнике «Детский остров».

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Тема его – рассказ о летней поре. Саша Черный показывает красоту летней природы. Он утверждает, что нужно уметь видеть эту красоту, радоваться ей.

Лирический герой стихотворения «Летом» – человек, который умеет видеть прекрасное вокруг себя. Нетрудно заметить, что он «влюблен» в лето. Лирический герой выступает в качестве наблюдателя.

Начинается произведение описанием приволья за селом. Внимание лирического героя привлекает поле картофеля. Оно радует глаз лиловым цветом. За полем к пруду бежит тропинка. Там же растет рябинка, которая никак не может найти общий язык с ветром. Как видим, лирический герой пытается «подслушать» разговоры природы.

На пруду лирический герой видит утят и утку. Утку он называет толстухой, показывая, её сытость. Вдруг его внимание переключается на небо: «облака плывут куда-то». При этом герой замечает, что пахнет мятой. Свои эмоции он выражает одним ёмким словом: «Благодать…».


Пруд напоминает лирическому герою синюю круглую чашку. В пруду, оставив на плоту рубашки, купаются мальчишки. Брызнуло полоской солнце и теперь уже внимание привлекли тени, похожие на дым. Лирический герой говорит, что сейчас разденется и присоединится к мальчишкам.

Стихотворение Саши Черного «Летом» состоит из четырёх катренов. Строки в них объединены перекрестной рифмовкой. В тексте есть и женские, и мужские рифмы. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение условно делится на части: рассказ о поле и природе, которая раскинулась неподалеку, рассказ о пруде, рассказ лирического героя о мальчишках и его желание присоединиться к ним.

Пейзаж создается при помощи художественных средств. Тропы также помогают реализовать идею и воспроизвести эмоции лирического героя. В тексте использованы эпитеты («ветер-самолет», «картофельное поле», «студеный пруд», «дружно выплыли», «толстуха-мать»), метафоры («поле все лиловеньким цветет», «рябинка вечно с ветром не в ладу», «облака плывут», «солнце брызнуло полоской»), сравнение («тени вьются, словно дым»). Хорошее настроение лирического героя подчеркивается также при помощи уменьшительно-ласкательных слов: лиловенький, тропинка, полоска, берёзка.

Важную роль играет также интонация. В произведении есть оборванные синтаксические конструкции, которые подчеркивают ощущение лирическим героем благодати. Сильное желание покупаться вместе с ребятами выражается посредством восклицательного предложения.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, ласковых ноток придают слова с согласным «л»: «за селом на полной воле веет ветер-самолет». Кажется, что звук «л» передает нежность летнего легкого ветерка. Рвение лирического героя подчеркивается при помощи слов с согласным «р»: «Эх, разденусь за березкой, руки вытяну – и к ним».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Волк»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Снежная баба»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Рождественское»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Зеленые стихи»