Анализ стихотворения Саши Черного «На коньках»


Саша Черный – удивительный поэт, ведь он мог смотреть на мир и глазами взрослого, и глазами ребенка. В его произведениях для взрослых поднимаются острые проблемы. Рассуждения автора смелые, ироничные, часто резковатые. Стихотворения, написанные для детей, задорные, непосредственные и добрые. Произведение «На коньках» написано для маленьких читателей. Оно было создано в 1913 году, стало частью цикла «Веселые глазки». В 1921 году стихотворение опубликовано в сборнике «Детский остров».

Тема анализируемого произведения – рассказ о катании на коньках. Саша Чёрный восхваляет смелость человека, который быстро мчит вперед на коньках, не боясь упасть.

В центре стихотворения лирический герой, который мчит на коньках «вдоль лесной опушки». Строки написаны от первого лица единственного числа, поэтому читатель может выразительно представить эмоции лирического героя. Саша Черный акцентировал внимание на некоторых деталях внешности лирического героя: «рукавицы на руках, шапка на макушке».

Лирический герой поскользнулся, но не остановил движение. Потом он чуть не кувыркнулся, но опять не остановил движение, наоборот, попытался крепче держаться на носках. Он слышал как захрустел лед, как подул справа ветер, но это, кажется, лишь раззадорило его. Он воскликнул: «Елки-волки!» - и помчал ещё быстрее. Веселые ножки, под восклицание «Раз-два!» понесли вперед.


Стихотворение Саши Черного «На коньках» на строфы не делится. Такая формальная композиция подчеркивает содержание стихотворения, помогает создать впечатление быстрого движения вперёд. Строки объединены перекрёстной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение невозможно разделить на части, потому что каждая его строка –описание какой-либо детали движения на коньках.

Раскрыть тему произведения, создать образ человека, скользящего на коньках, поэту помогли художественные средства. В тексте есть эпитеты («лесная опушка», «крепче на носках», «скользкая дорожка», «веселые ножки»), метафоры («закрякал лёд», «ветер дует»), сравнение («мчусь, как ветер»), повтор («вперед и вперед). Эмоциональности придают риторические восклицания: «Раз-два!», «Елки-волки».

Динамичности произведению придает также особенное синтаксическое строение. Во многих предложениях использован элипсис: «Рукавицы на руках, шапка на макушке», «крепче на носках», «по скользкой дорожке».

Важную роль в воспроизведении эмоций лирического героя играет интонация. Его наслаждение быстрой ездой передается посредством восклицаний. В стихотворении также много оборванных синтаксических конструкций. Тем не менее, они не замедляют рассказ, а передают, как лирическому герою захватывает дух во время катания.

В некоторых строках использована аллитерация. Например, хруст льда передается при помощи глаголов с согласным «р»: «захрустел, закрякал лед».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Слон»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Как кот сметаны поел»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Песня ветра»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Дождик»