Анализ стихотворения Саши Черного «Песня ветра»


Стихотворение «Песня ветра» Саша Черный написал в 1920 году, а в 1921 году оно было опубликовано в сборнике «Детский остров». В произведении Саша Черный предоставляет маленьким читателям взглянуть на мир глазами ветра.

Тема анализируемого произведения – шутки ветра-проказника. Саша Черный показывает, что у природы есть душа, а каждого её явления – свой характер.

Стихотворение написано от имени ветра, поэтому в нём употребляются глаголы в первом лице единственного числа. Сначала озорник рассказывает, как он прогнал «белых овечек» – тучи на небе. Потом он взбаламутил волну на реке и обломал липовую ветку. Потом он еще покачался на осинке, и ему надоело проказничать в лесу: «Еду в город – на восход!»

Саша Черный рассказывает, как ветер летит в город: «Вею-рею вверх, за тучу, вбок и вниз». Добравшись туда, он сразу начал развлекаться: дал под коленку старушке, завернул хвост собаке. Кажется, ветру очень хотелось, чтобы все его услышали, ведь он просвистел под мостом, «грохнул вывеской о стенку».

Озорник сорвал шляпу с прохожего и бросил в грязь, а потом наблюдал, как человек пытался угнаться и бранился. Ветер разбушевался не на шутку. Он раскачал фонари, да еще и восклицал: «Дую-вею!» Кто за мною? Раз-два-три.


Потом он увидел школьницу Катю, и решил пошутить над ней. Сначала ветер представился: «Я приятель твой весёлый». Проказник сказал, что сдернет с волос шапочку, взвеет фартучек, закрутит девочку волчком. Но Катя не испугалась: она рассмеялась в ответ и «погрозила кулачком». После встречи с девочкой ветер решил, что ему пора возвращаться в лес.

Стихотворение Саши Черного «Песня ветра» состоит из восьми катренов и одного пятистишья. Строки объединены перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. Ритмическая организация прекрасно подчеркивает настроение произведения. Анализируемое произведение также нетрудно разделить на смысловые части: рассказ ветра о своих проделках в лесу; ветер в городе, встреча с девочкой Катей; рассказ о том, что ветер улетает снова в лес. В рассказе о встрече со школьницей автор использовал портретные детали. Он сделал акцент на носике, косичках, зубках девочки. Портретная зарисовка и поведение героини дают понят, что перед нами смелый ребенок.

Важную роль в раскрытии темы и донесении идеи играют художественные средства. В тексте есть метафоры («в небе белые овечки», «я дунул и прогнал», «покачался на осинке», «еду в город»), эпитеты («белые овечки», «приятель весёлый»).

Эмоции, настроение ветра, его движение передаются при помощи интонации. В тексте много восклицательных предложений. Оборванные синтаксические конструкции, будто бы указывают на то, что проказник останавливается понаблюдать за тем, как реагируют на его проделки.

Свист ветра в некоторых строках передается посредством аллитерации. Поэт использовал слова с согласными «с», «з»: «покачался на осинке, засвистал и марш вперед», «с визгом дунул через мост».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Слон»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «На коньках»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Как кот сметаны поел»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Дождик»