Анализ стихотворения Саши Черного «Снежная баба»


Стихотворение «Снежная баба» Саша Чёрный написал в 1916 году. Впервые его опубликовали в журнале для детей в 1917 году. Произведение вошло в цикл «Весёлые глазки», а в 1921 году его напечатали в сборнике «Детский остров».

Тема анализируемого произведения – рассказ о забаве мальчика Миши, о его добром сердце. Автор показывает, что у детей чистая душа, поэтому они стремятся помогать всем. С детей и взрослым следует брать пример. Кроме того, Саша Черный восхищается атмосферой зимней поры.

Начинается стихотворение Саши Черного «Снежная баба» описанием погожего зимнего денька. Солнце приветливо светит, снег напоминает пух, а в небе василькового цвета вьются мухи. Маленький мальчик Гриша сидит у окошка, ему не хочется играть в комнате – это скучно. Гриша видит, что даже кошка ушла в сад гулять. Мальчик оделся и тоже побежал гулять.

Гриша взял лопату и начал носить снег на кучу, катать ком. Мальчик чувствовал, как снег приятно щекотал, будто-бы смешил. Он устал, но продолжал трудиться над снежной бабой: сделал брови, глаза, нос и волосы. Герою самому понравилось его творение. Он даже заплясал от восхищенья: «Ай-да-да».

Поиграв на улице, Гриша отправился в дом, но ночью ему не спалось. Мальчик встал с кровати, заглянул в окно и заметил, что в саду холодно. Он представил, что снежная баба «не спит, посинела и дрожит».


Гриша быстро оделся, взял в охапку разную одежду и побежал к бабе. Там он её одел, как получилось. Но и не важно, что юбка оказалась на груди, а кофта позади, главное, что бабе тепло. Гриша вернулся домой и довольный лёг спать.

Стихотворение «Снежная баба» состоит из пяти строф с разным количеством строк. Поэт использовал перекрёстную рифмовку. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу стихотворение также условно делится на части: рассказ о зимней погоде и мальчике, которому скучно дома; рассказ о том, как Гриша отправляется на улицу и лепит бабу; рассказ о том, как мальчику не спится и он бежит одевать бабу.

Раскрыть тему произведения, реализовать идею автору помогают художественные средства. В тексте есть метафоры («снег пищит», «снег смешит», «вырос снег копной мохнатой», «луна вылезает из окна», «ветер смолк»), эпитеты («васильковое небо», «скучно играть», «синеглазая луна»), сравнение («снег, как пух»). Привлекают внимание восклицания. Они помогают показать настроение мальчика: айда, ай-да-да, хлоп.

Важную роль в воспроизведении эмоций Гриши играет интонация. В тексте использованы вопросительные, восклицательные и оборванные синтаксические конструкции.

Придать рассказу динамичности, акцентировать внимание на деталях позволили элипсис («шапку в руки – и айда», «снег на лбу и на ресничках», «Гриша – дома, у окошка», «поскорей – скорей к стеклу», «за окном – сосульки льду», и скорей – скорее в сад») и инверсия («воробьи в кустах дерутся», «кошка с печки в сад ушла гулять», «под лопатой снег пищит»).

В некоторых строках использована аллитерация. Например, описанию снежной, холодной погоды выразительности придают слова с согласным «с»: «Стекла снегом замело».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Летом»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Волк»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Рождественское»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Зеленые стихи»