Анализ стихотворения Тарковского «Степь»


Природа в стихотворениях А. Тарковского – это нечто неизведанное, фантастическое. Она живет сама по себе, не зависит от человека, только высшие силы имеют на неё влияние. Доказательство этих тез легко найти в произведении «Степь». Его А. Тарковский написал в 1961 году.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, но в нем также достаточно ярко выражены признаки пейзажной поэзии. Жанр стихотворения – элегия. Тема – описания дикой степи, простора, который «живет сам по себе». Арсений Александрович показывает, что степные просторы живые, они спокойно ждут, пока природа получит дар разумной речи. Но и сейчас человеку нужно научиться слушать и слышать природу.

Центральным образом стихотворения является степь, другие образы тесно связаны с ней. Начинается стихотворение А. Тарковского рассказом о земле. Она явно чем-то встревожена, ведь «сама себя глотает», тычется головой в небо и пытается что-то вспомнить. Провалы в памяти она пытается заполнить человеком, травой.

Образы человека и травы Арсений Александрович подает, как нечто скованное, несвободное: траву топчут копыта, а человек – «душа – в коробке костяной». Свободно маячить в степи может только слово. Поэт плавно переходит к описанию степи. Она лежит, словно неживая. Привлекают внимание курганы и валуны на них. Последние, видимо, кажутся А. Тарковскому настолько величавыми, что он называет их «царями сторожевыми».


Дольше всего в степи живет слово. В вечном движении пребывает небо, пока землю пробивает вода. Оживляют степь растения, насекомые, птицы. Все они живут своей жизнью. Поэт на миг останавливает внимание на птице, крыло которой похоже на радугу. Радуга в этом контексте – символ радости, предвкушения чего-то хорошего.

В последних двух катренах Арсений Александрович вводит в произведение религиозные мотивы. Он рассказывает об Адаме, который выйдет в степь и вернет птицам и камням умение говорить, вдохнёт самосознанье в травы, пересоздав и их названия. Этими строками поэт намекает на то, что природа разумная, только не умеет говорить, как человек.

Стихотворение А. Тарковского «Степь» состоит из семи катренов. Для объединения строк поэт использовал перекрёстную рифмовку. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный ямб. Произведение также можно условно разделить на смысловые части: рассказ о земле; краткая зарисовка человека в степи; описание степи, рассказ о том, как в степь спустится Адам.

Для раскрытия темы и реализации идеи автор использовал художественные средства. В тексте преобладают метафоры: «земля сама себя глотает», «повалы в памяти латает то человеком, то травой», «душа – в коробке костяной», «слово в степи маячит под луной», «цари сторожевые», «лежат… опившись оловом луны», «последним умирает слово». Выразительности придают эпитеты («цари сторожевые», «жесткий щит», «степная птица», «сонное крыло», «прямая разумная речь»), сравнения («почиет степь, как неживая», «как радугу… расчешет»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Тарковского «Ночной дождь»
  • Анализ стихотворения Тарковского «Деревья»
  • Анализ стихотворения Тарковского «Кактус»
  • Анализ стихотворения Тарковского «Рифма»