Анализ стихотворения Вознесенского «Молитва»


Тема природы нашла место в творчестве многих поэтов. А. Вознесенский тоже неоднократно обращался к ней. Оригинально интерпретирована она в произведении «Молитва».

В анализируемом стихотворении, указанная тема переплетается с темой любви к Родине. Автор показывает красоту природы, ее влияние на человека, доказывает, что любовь к природе и любовь к родине неразделимы.

Стихотворение относится к патриотической лирике, однако вначале оно больше напоминает лирику интимную. Написано оно в жанре элегии, хоть названо «Молитвой». Признак молитвы как жанра появляется в произведении только в последнем катрене – обращение к Господу.

Строки «Молитвы» написаны от первого лица. В центре произведения лирический герой, очарованный красотой природы. Тем не менее, сначала кажется, что герой обращается к возлюбленной, восхищаясь ее красотой. За адресатом мы наблюдаем, когда она выходит из воды в бассейной шапочке. В этот момент героиня красива до безумия.


Постепенно лирический герой переходит к описанию пейзажей. Сперва он рассказывает о том, что видит за «оградой монастырской». Это прекрасные сады после грозы. Герой обращает внимание на детали, поэтому отчетливо видит стрекоз среди полей. Вокруг растворяется лето и эти картины очаровывают красотой. Лирический герой в который раз восклицает: «С ума бы не сойти!». Наконец, становится понятно, что А. Вознесенский пишет не о женщине, а о русской природе. Об этом свидетельствуют строки последнего катрена, в которых автор обращается к России.

Произведение А.А. Вознесенского «Молитва» можно разделить на несколько смысловых частей: обращение к неизвестному адресату-женщине; пейзажные зарисовки, обращение лирического героя к Господу и России. Переход между смысловыми частями плавный, кажется, что образы перетекают из одного в другой. Формально стихотворение состоит из шести катренов с перекрестной рифмовкой. В тексте представлены и мужские, и женские рифмы. Написаны строки четырехстопным ямбом. Особенность формальной и смысловой композиции – повторение строки «с ума бы не сойти». Такой прием помогает автору сделать акцент на идее красоты родной природы.

Для раскрытия темы, реализации идеи, передачи эмоций лирического героя А.А. Вознесенский использовал художественные средства. Преобладают в тексте эпитеты: «поспешная красота», «послегрозовые сады», «отчетливо и грубо… стоят». Также в произведении есть метафоры («я придаю бумаге черты твоей поспешной красоты», «души спасенье», «растворится лето», «куда-то душу уносили…»), сравнении («как спирт ударит нашатырный, … сады», стрекозы «как черные шурупы стеклянных, замерзших дверей»).

Расставить смысловые акценты помогает и интонация. Практически всё стихотворение состоит из восклицательных предложений. Восклицания помогают ярко выразить восхищение. В некоторых строках использована аллитерация, например, повторение согласных «ш», «с» частично воспроизводит шум воды: «Когда ты в шапочке бассейной ко мне припустишь из воды».





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Вознесенского «Реквием»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Неизвестный - реквием в двух шагах, с эпилогом»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Ностальгия по настоящему»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Тишины!»