Анализ стихотворения Вознесенского «Неизвестный - реквием в двух шагах, с эпилогом»


В 1964 г. А.А. Вознесенский написал стихотворение «Неизвестный – реквием в двух шагах, с эпилогом». Посвящено оно советскому скульптору Эрнсту Неизвестному. Он родился на Урале, но после войны поселился в Москве. С 1960-х гг. в его мастерской на Сретенке собирались интеллектуалы, люди искусства. Эрнст Неизвестный создавал эксцентричные скульптуры, за что его не раз критиковали советские власти.

А.А. Вознесенский после заголовка указывает, что стихотворение посвящено «лейтенанту Советской армии Эрнсту неизвестному, павшему в атаке 2-го Украинского фронта». Известно, что скульптор действительно был участником Великой Отечественной войны. После сражений его признали погибшим.

Стихотворение относится к гражданской лирике. Автор раскрывает в нем актуальную для его эпохи тему войны за Родину. Автор показывает, что настоящий патриот готов отдать жизнь лишь бы победить все, что приносит беду Отчизне. А.А. Вознесенский прославляет силу воли человека, неутолимую жажду жизни.

Уже в первых строках произведения появляется образ лейтенанта Неизвестного Эрнста. Он, кажется, стоит посреди равнины, которую «утюжит смерть». В таких условиях нереально поднять взвод в атаку, но сверху дают команду атаковать и Эрнст лишь кратко отвечает: «Есть». Взводик лейтенанта не решается подняться на ноги, подставить себя огню, поэтому Эрнст идет в наступление один.


А.А. Вознесенский изображает встречу Неизвестного со Смертью. Смерть гонит лейтенанта прочь, напоминая, что он «прет» против «громады». Чтобы показать с настолько неравны силы, поэт использует неологизм «четырехмиллионнопятьсотсорокасемитысячвосемьсотдвадцатитрехквадратно-километровое». Таким эпитетом он характеризует многочисленных врагов. Для характеристики противника автор использует оригинальные перифразы: «угарный сброд», «культургервышибалы», «национал-социализм». Он дает понять, что врагами являются не только фашисты, но и, отчасти, своя власть.

Эрик не слушает смерть. Он делает первый шаг. И вдруг в разговор с лейтенантом вступает Жизнь. Она утверждает, что «живые нужны живым», одна смерть не спасет народ, лишь увеличит количество убитых. Судьба же Неизвестного, который должен стать скульптором, оборвется. В монологе жизни автор подает краткие сведения о жизни Эрнеста Неизвестного. Последним аргументом жизни становится горе матери, которая получит конверт, «в котором смерть».

Ни Жизни, ни Смерти не удается уговорить лейтенанта Эрнста отступить, ведь любовь к Родине выше них. Она отличает человека от животного.

Последние строки переносят читателя в послевоенное время, в них отчетливо проявляется лирический герой. Лейтенанта мы видим в окружении бабья. Нетрезвый он спит за столом. Пижоны и паиньки посмеиваются, что он не умеет гулять. Автор же снимает перед Эрнстом головной убор и защищает честь лейтенанта.

Стихотворение по смыслу делится на несколько частей: рассказ о том, как Эрнст Неизвестный получает приказ наступать; воспроизведение диалогов со Смертью и Жизнью; рассказ о послевоенных событиях; обращение лирического героя к паинькам и пижонам. Формально произведение делится на строфы с разным количеством строк. Написано стихотворение ямбом с пиррихием.

Кроме указанных выше художественных средств А.А. Вознесенский использовал эпитеты («доблестно недвижим», «глобальные зверства», «единственная Россия»), метафоры («с конвертом, в котором смерть», «я чувствую, как памятник ворочается в тебе»), сравнения («пронзающее, как свет», «как ихтиозавр нетрезв»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Вознесенского «Реквием»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Молитва»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Ностальгия по настоящему»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Тишины!»