Анализ стихотворения Высоцкого «Братские могилы»


Песню «Братские могилы» В. Высоцкий написал в июне 1963 г. Впервые он исполнил ее на дне рождения отца. Существует также редакция произведения от апреля 1965 года. Поэт внес в текст коррективы, чтобы он соответствовал сценарию спектакля «Павшие и живые» Театра на Таганке. В спектакль песня так и не вошла. Она стала известной после того, как её фрагмент прозвучал в фильме «Я родом из детства» в исполнении В. Высоцкого и Марка Бернеса. Еще при жизни автора песня выходила в СССР и во Франции. Известно также название песни по первой строке «На Братских могилах не ставят крестов», но оно менее распространенное.

Стихотворение В. Высоцкого «Братские могилы» относится к гражданской лирике. Жанр – элегия. Тема – рассказ о Братских могилах. Автор призывает чтить память героев, которые отдали жизнь за спасение родного края и теперь покоятся в Братских могилах.

В центре произведения В. Высоцкого образ-символ Братских могил, который можно толковать, как память о войне, единство героев, слияние их судеб. Уже в первых строках Владимир Семенович рассказывает об одной из наиболее примечательных особенностей Братских могил: на них нет крестов. Возле них не увидишь рыдающих вдов, зато приносят цветы чужие люди.

Братские могилы вырастают в местах, где «вставала земля на дыбы». Теперь же она придавлена гранитными плитами. Поэт обращает внимание на то, что у погибших солдат стираются «персональные судьбы», сливаются в единую.


Конечно же, Братские могилы нельзя представить без Вечного огня. В. Высоцкий подает его в метафорическом ключе. В Вечном огне можно увидеть бои, горящие хаты и «горящее сердце солдата». В последних строках повторяется смысл первого катрена для того, чтобы автор мог задать вопрос: «Но разве от этого легче?». Лаконичный вопрос подталкивает читателей к раздумьям над сказанным.

Стихотворение В. Высоцкого «Братские могилы» по смыслу делится на несколько частей: рассказ о Братских могилах, строки, посвященные Вечному огню, катрен-вывод, который подталкивает читателя к раздумьям на заявленную тему. Первый и последний катрен создают своеобразное обрамление. Формальная композиция произведения – четыре катрена с перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Написаны строки трехстопным амфибрахием.

Для раскрытия темы и реализации идеи В. Высоцкий использовал художественные средства. В тексте есть метафоры («вставала земля на дыбы», «все судьбы в единую слиты», «в Вечном огне видишь вспыхнувший танк»), эпитеты («персональная судьба», «вспыхнувший танк», «горящий рейхстаг», «заплаканные вдовы»). В предпоследнем катрене использована тавтология: повторяется слово «горящий». Такой прием позволил автору в лаконичном описании показать масштабы кровавых битв, жертв, разрухи.

Привлекает внимание интонационный рисунок стихотворения В. Высоцкого «Братские могилы». Три четверостишия отличаются спокойной интонацией. В последнем катрене автор использовал оборванную и вопросительную синтаксические конструкции. Они прекрасно отображают переживания поэта.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…»
  • Анализ стихотворения Высоцкого «Я не люблю»
  • Анализ стихотворения Высоцкого «Вершина»
  • Анализ стихотворения Высоцкого «Штрафные батальоны»