Анализ стихотворения Языкова «Песня»


Стихотворение «Песня» относится к раннему периоду творчества Н.М. Языкова, но в нем уже звучат гражданские мотивы, характерные для дальнейшего творчества поэта. Стихотворение было написано в 1827 году, когда поэт учился в Дерпте. Николай Михайлович тогда полностью предавался разгульной жизни, пирушкам, что сказалось на его здоровье и оставило след в творчестве. Свидетельством этого является анализируемое произведение.

Тема «Песни» – дружеская пирушка; рассказ о дружбе с представителями других народов; любовь к родине. Автор показывает, что национальная принадлежность не влияет на дружбу; он также утверждает, что родные места всегда остаются в памяти, человек не перестает испытывать любовь к Отечеству, даже когда находится вдалеке от него.

Стихотворение написано от лирического «мы». Лирический герой рассказывает, что люди, которые собрались за столом, приехали сюда из далекой страны. Далее он конкретизирует: «с Волги-матушки широкой». Они приехали сюда ради труда и вольности. Труд – учёба, вольность – духовная свобода. Не зря труд в стихотворении назван сладким. В Дерпте Николай Михайлович оттачивал своё поэтическое мастерство и это приносило ему наслаждение.

Приезжие помнят родные края: холмы, храмы, села. Теперь они пьют за Родину. Лирический герой говорит, что они подружились с немцами. И произошло это благодаря дружественным посиделкам и вину. Они все вместе гуляют «шумно, пламенно и мило».


В последних строках лирический герой рассказывает, как их компания поднимает стаканы за Русь. Они обращаются к Отчизне, желая ей счастья и силы. В сердцах пирующих теплится чудесная надежда, что эти пожелания свершатся. Сила любви лирического героя к Родине, гордость за неё выражается словами: «будь она первым царством в поднебесной». Под словом «поднебесная» подразумевается весь мир.

Стихотворение Н.М. Языкова «Песня» состоит из четырех пятистиший. Автор использовал смежную и перекрёстную рифмовку. В тексте использованы женские и мужские рифмы, но преобладают женские. Написаны строки разностопным хореем. По смыслу анализируемое произведение также можно разделить на части: рассказ лирического героя, о том, откуда приехали пирующие; воспоминания о родных местах; рассказ о дружбе с немцами; тост за Русь. Формальная организация текста соответствует смысловой.

Раскрыть тему и донести идею стихотворения Н.М. Языкову помогают художественные средства. В тексте использованы эпитеты («страна далёкая», «сладкий труд», «вольность высокая», «край чужой», «благодетельная сила», гуляем «шумно, пламенно и мило», «надежда чудесная»), метафора («с нами немцев подружило откровенное вино»), тавтология («мы пируем пир…»). Повторы («из страны, страны далёкой», «и в краю, краю…») приближают произведение к песенному жанру.

Несмотря на то, что в анализируемом произведении рассказывается о пирушке, его интонация спокойная. Восклицательное предложение – лишь тост за Русь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Языкова «Пловец»
  • Анализ стихотворения Языкова «Родина»
  • Анализ стихотворения Языкова «Ау»
  • Анализ стихотворения Языкова «Весна»