Надежда и отчаяние в рассказе Чехова «Ванька»


Рассказ А.П. Чехова «Ванька» небольшой, но нескольких страниц автору хватило, чтобы показать надежды ребенка и то, как они рушатся. Кажется, что писатель заканчивает рассказ с горькой улыбкой на устах.

В центре произведения Ванька – деревенский мальчуган, которого отдали на учебу к сапожнику в Москву. У маленького героя нет родителей, только дедушка. В доме сапожника Ванька сталкивается с жестокостью, черствостью, насмешками. Он вынужден помогать по хозяйству, укачивать в люльке ребенка хозяев. За любой проступок мальчика наказывают. Как-то его ругают и бьют за то, что он уснул над люлькой ребенка. Подмастерья подбивают Ваньку красть у хозяина дома еду и выпивку. За это героя также жестоко наказывают. Подмастерья же лишь смеются над ним. Убежать из проклятого дома у Ваньки не получается, ведь его деревня далеко.

В таких условиях любого человека может одолеть отчаянье. Но девятилетний мальчик оказывается стойким. В его душе теплится надежда выбраться из этого «плена». Уловив момент, когда хозяева ушли из дома, Ванька пишет письмо дедушке – 65-летнему старику, который остался в деревне. В письме мальчишка рассказывает обо всех наказаниях, о несправедливости. Душа сжимается, когда читаешь строки письма: сколько в них детской наивность, непосредственности, надежды. Ванька никого не винит, что его отправили к сапожнику, лишь просит забрать его в деревню. Он уверяет дедушку, что найдет «себе должность», что будет помогать ему во всем.

Письмо получается длинным. Ванька пишет его быстро, то и дело, оборачиваясь к двери и смотря, никто ли не идет. Мальчишка знает, что его ждет жестокое наказание, если кто-то из хозяев узнает о письме. Тем не менее, надежда на то, что письмо его спасет, сильнее страха. Когда мальчишка дописал письмо, оказывается, что он не знает адреса дедушке. Мальчик наивно выводит на конверте «На деревню дедушке», а потом дописывает имя и отчество родственника.


Довольный собой, мальчик отправляется к на почту. С какой надеждой он бросает письмо в заветный ящик! Мы же за эти наблюдаем с грустью, понимая, что очень скоро надежды мальчика разрушатся. И можно только представить, как будет страдать ребенок, когда не получит от деда ответа, когда поймет, что ожидания, что его напрасны.

А.П. Чехов в рассказе «Ванька» показывает детскую наивность и силу детской надежды, которая не гаснет от наказаний и насмешек. Очень жаль, что искренняя надежда Ваньки обречена. И виноват в этом не ребенок, а взрослые. Ванька – всего лишь девятилетний мальчик, который никогда не писал писем. Он остался один на один со своими проблемами. Взрослых, к которым мальчик мог бы обратиться за помощью, нет. Он доверяет только своему дедушке. Мы понимаем, что вскоре и этого доверия не будет и это повлияет на Ванькину судьбу, его характер.

А.П. Чехов, поднимая проблему надежды и отчаянья, учит взрослых быть внимательнее к детям, понимать чуткую, ранимую детскую душу. Если бы на Ваньку смотрели, как на личность, как на ребенка с чистой душой, добрым сердцем, который готов помогать всем, его бы не наказывали. И тогда бы у мальчика были совсем другие надежды – детские и беззаботные.

Рассказ А.П. Чехова написан более ста лет назад, но, к сожалению, не утратил актуальности. Сегодня детей не отдают на обучение к сапожникам, но проблема непонимания, возникающего между младшим и старшим поколениями, осталась. Думаю, многие дети надеются на то, что их поймут и поддержат. Взрослые должны сделать все, чтобы таких Ванек, как у Чехова не было в нашей реальности. Нужно помнить, что разрушить детские надежды легко, но очень тяжело вернуть доверие маленького человечка.




Дополнительные материалы по направлению «Надежда и отчаяние»:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Надежда и отчаяние»
  • Примеры сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»
  • Цитаты к направлению «Надежда и отчаяние»
  • Список литературы по направлению «Надежда и отчаяние»