9.2. «А на месте срубленной елочки вырастают уже молодые, свежие побеги» (по тексту А.И. Куприна)


Текст А.И. Куприна завершается словами о том, что на месте елочки, которую срубили, уже растут «молодые, свежие побеги». Это можно объяснить следующим образом: в отличие от сосны, которая обращала внимание лишь на негативные стороны жизни, елочка радовалась всему своему существованию, несмотря на трудности и лишения. Елочка не расстраивается даже тогда, когда ее срубают, она продолжает радоваться жизни, обращая внимание на то, что ее отправляют на новогодний праздник и что у нее есть продолжение рода. Чтобы удостовериться в этом, можно обратиться к примерам из самого текста.

Во-первых, из-за того что сосна росла в «глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом», куда лишь изредка заглядывало солнце и приходили люди, она выросла «уродливым деревом». В тексте подчеркивается, что сосна всю свою жизнь произносила одну и ту же фразу: «Как скучно, как страшно жить!». В предложении 6 отмечается, что это была «накопленная годами жалоба». Для понимания авторского замысла важно предложение 37, в котором говорится о том, что сосна «видела только мрачную жизнь непросветной лесной чащи». Слово «только» заставляет задуматься над тем, что в жизни сосны были не только отрицательные, но и положительные моменты, как и в жизни любого живого существа, однако она замечала только негативные стороны жизни, не обращая внимания на положительное. Именно поэтому сосна чувствовала себя несчастной.


Во-вторых, другое дерево – елочка – имело совершенно другое отношение к собственной жизни. Она постоянно повторяла: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!». В предложениях 13 и 27 говорится о том, что елочка «трепещала от избытка жизни и ласки» и «задыхалась от счастья». Можно подумать, что такое позитивное отношение к жизни связано с тем, что елочка «привольно и весело» жила в удачном месте, постоянно встречая как солнце, так и людей. Однако не это делает елочку счастливой. Ее позитивное отношение к жизни связано с тем, что она умеет радоваться жизни в любых ее проявлениях. В предложениях 41-42 показано, что елочку срубают люди. Автор подчеркивает, что жизнь елочки не лишена трудностей и невзгод. Как и сосна, елочка сталкивается с проблемами, однако она не обращает на них особого внимания, продолжая радоваться жизни, несмотря ни на что. После того как елочку срубили и поставили в дом как новогодний атрибут, жить ей осталось совсем немного, однако не на этом елочка акцентирует внимание, а на том, что она стоит украшенная в «роскошном зале», где танцевали и веселились люди, которых она продолжала любить, несмотря на то что именно они приблизили ее к смерти. То, что на ее месте, уже растут новые побеги, указывает на то, что елочка не тяготилась тем, что произошло, что она продолжала радоваться жизни, зная, что у нее есть продолжение рода.

Таким образом, предложенная для анализа фраза из текста А. И. Куприна подчеркивает жизнерадостность елочки, которая находит счастье в любых проявлениях существования, акцентируя свое внимание лишь на положительных сторонах жизни.




Вариант 33 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют боле всестороннему описанию явлений действительности» - Л.А. Введенская
  • 9.3. Какие жизненные ценности важны? (по тексту А.И. Куприна)