9.2. «А теперь они молчали и еле дышали, подавленные бессмыслицей случившегося» (по тексту Б.Л. Пастернака)


Предложенная для анализа фраза относится к кульминации текста Б.Л. Пастернака. В данной фразе выражается важная мысль: ребята повзрослели, поэтому на прежние баловства они смотрят совершенно по-другому, по-взрослому. Если прежние ссоры и драки их веселили, то сейчас они кажутся совершенно бессмысленными. Автор показывает, что те дела, которые раньше их веселили, больше их не радуют и даже становятся для них не имеющими какого-либо смысла. Если раньше борьба в воде была просто весельем и развлечением, ребята не воспринимали это как настоящую ссору, то теперь, когда Ника и Надя повзрослели, они поняли, насколько серьезны их поступки. Герои поняли, что не хотят конфликтовать друг с другом, поняли, насколько их борьба была бессмысленна, поэтому молчали, осознавая свои ошибки, а затем извинились друг перед другом, показывая, что они не хотят ссориться друг с другом и конфликтовать дальше.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к предложенному тексту.


В предложениях 26-32 говорится о том, что Ника и Надя начали ссориться, а после между ребятами завязалась драка. Герои оказываются в воде, после чего выбираются на берег (предложения 33-34). Автор текста показывает то, как относятся ребята к данной ситуации сейчас («молчали», «подавленные бессмыслицей»), и то, как бы они отнеслись к ней еще совсем недавно («непременно бы шумели, ругались бы или хохотали»). Б.Л. Пастернак показывает, что Ника и Надя повзрослели, поэтому на эту борьбу в воде смотрят теперь по-новому. Они понимают, что случившееся – не простые развлечения, а конфликтная ситуация, которая была не нужна и совершенно бессмысленна.

О том, что ребята повзрослели, говорят предложения 11-12: «Надоело учиться. Пора начинать жизнь, зарабатывать, идти в люди». Мальчик уже задумывается о своем будущем. Он уже по-другому смотрит на любовь, задавая Наде вопрос: «Когда ты вырастешь, за кого ты выйдешь замуж?» (предложение 19). Когда между героями происходит ссора и они оказываются на берегу после борьбы в воде, Надя «тихо, как взрослая», обратилась к Нике, а Ника «также по-взрослому» попросил у нее прощение (предложение 40). Автор неслучайно использует выражения «как взрослая», «по-взрослому», показывая внутренние изменения Ники и Нади. Это уже не дети, которые ни о чем не задумываются, но и еще не взрослые (Надя ведет себя, «как взрослая»). Это подростки, которые только начинают задумываться о собственной жизни и о собственном будущем, и их поведение меняется, как меняется и отношение к прежним поступкам.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза раскрывает проблему взросления: Ника и Надя уже по-другому смотрят на те детские поступки, которые совершали совсем недавно. Герои повзрослели, поэтому стали вести себя по-другому, стали относиться к окружающему миру иначе, чем прежде. Старые детские развлечения теперь кажутся им бессмысленными, на их место приходят волнующие взрослых людей вопросы.

С полным текстом Б.Л. Пастернака можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 25 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Синонимы, называя одно и то же, всегда чем-нибудь различаются» - Н.М. Шанский
  • 9.3. Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребёнка? (по тексту Б.Л. Пастернака)