«Анна Павловна, прикрыв одной рукой глаза от солнца, другой указывала сыну...» (по тексту Гончарова)

Одна из проблем, поставленная автором текста:

Проблема проявления эгоизма детей. (В чём проявляется эгоизм детей?)



В чём проявляется эгоизм детей? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Иван Александрович Гончаров, русский писатель и литературный критик.

Размышляя над этой проблемой, Гончаров рассказывает об эгоизме юного Александра, который мечтает как можно быстрее покинуть родной дом, оставив мать на старости лет одну, без какой-либо поддержки.

Автор показывает, что эгоизм Александра был сформирован неправильным воспитанием: с раннего детства ему дали понять, что он достоин какой-то особенной судьбы. Нянька пела ему колыбельные о том, что он «будет ходить в золоте и не знать горя; профессора твердили, что он пойдёт далеко». Он не имел представления о тех трудностях, с которыми ему предстояло столкнуться, как только он вылетит из родимого гнезда, все «будущее представлялось ему в радужном свете».

Александр сам толком не знал, чего он хотел, к чему стремился, «его что-то манило вдаль, но что именно – он не знал». Так получилось потому, что с детства родные не дали ему никаких реальных жизненных ориентиров, а лишь общими словами вторили о какой-то особенной участи, которой этот ребенок достоин. Все смешалось в кучу в голове молодого человека: ему хотелось неземной, «колоссальной страсти», которую он не знал, его манил вкрадчивый голос славы, которую он мечтал получить за заслуги в области литературы.


Между тем, он не замечал простых человеческих благ, таких, как вкусная еда, мягкая чистая постель, ласка еще живой матери, почтительное обращение дворни и, что самое грустное, он пропускал те реальные возможности, которыми одарила его судьба. Любовь Софьи представлялась ему слишком обыденным явлением, ведь ему хотелось чего-то неземного и необыкновенного. Александр знал дюжину наук и полдюжины языков, но эти знания были во многом бесполезным грузом, ибо он не знал им практического применения. Перед ним расстилалось множество дорог, но каждая казалась одна лучше другой, и остановиться на чем-то конкретном в представлении юноши значило чем-то сильно обделить себя в жизни.

Таким образом, автор приходит к выводу, что эгоизм детей проявляется в их желании поскорее уйти из отчего дома, в их мечтах о какой-то особенной судьбе. Эти дети не понимают, что обязаны всем, что они имеют, своим родителям и спешат их забыть, как только им удастся выбраться из родного гнезда. Примеры этому подтверждают многие литературные произведения.

Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» дочь Настя забыла про старую больную мать, оставшуюся в деревне. Девушка жила в Петербурге, работала искусствоведом, суетилась в организации различных выставок и не находила времени для того, чтобы не только приехать к матери, но и написать ей письмо. Все окончилось плачевно: мать умерла на руках у чужих, ее похоронили соседи. Родная дочь так ее и не повидала, потому что находилась в поисках лучшей, особенной судьбы и не хотела возвращаться в деревню.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что эгоизм детей проявляется в их стремлении как можно быстрее забыть родной дом, в лишении старых, беспомощных родителей какой-либо поддержки.


Текст Гончарова И.А.




Еще сочинения по пособию И.П. Цыбулько:

  • «Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью...» (по тексту Гоголя)
  • «Помню, будучи ещё гимназистом V или ѴІ класса, я ехал с дедушкой в Ростов-на-Дону...» (по тексту Чехова)
  • «Подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя. Я никогда не воображал...» (по тексту Григоровича)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце...» (по тексту Толстого)
  • «Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались...» (по тексту Чехова)