«Часто, говоря о культуре, подразумевают в первую очередь произведения искусства: статуи, архитектурные ансамбли, литературные памятники» (по материалам энциклопедии для детей «Общество»)


Можно ли дать понятию «культура» четкое, конкретное, однозначное определение? Чем обусловлена многогранность данного явления? Над этими вопросами заставляют задуматься предложенные для анализа материалы энциклопедии для детей «Общество».

Проблема многогранности культуры раскрывается через авторские размышления.

Сравнивая человечество с многогранным кристаллом, грани которого находятся то на солнце, то в тени, автор выражает важные мысли касательно культуры. В тексте выражена мысль о том, что люди могут «прикоснуться» к «духовной жизни иных времен», поскольку она «не является непроницаемой для нас». Использование приема сравнения позволяет сказать о том, что с появлением новых ценностей человеческого общества культура прошлого «уходит в тень», но «не исчезает окончательно, а продолжает влиять на повседневность». Здесь говорится о том, что новые ценности не заменяют старые, а дополняют уже имеющиеся.

В предложенных для анализа материалах энциклопедии подчеркивается, что в наши дни доминируют знания о культуре западной цивилизации, но не отрицается факт наличия культур и других цивилизаций. Отмечая, что каждая из них «имеет собственную судьбу, несет особую картину мира», автор обращает внимание на разнообразие культуры в целом.


Позицию автора материалов можно сформулировать следующим образом: за счет накопления ценностей человеческого общества разных времен и народов культура является многогранным явлением.

Такую позицию невозможно не поддержать. Разнообразие культуры обусловлено, во-первых, тем, что каждая цивилизация имеет индивидуальные культурные особенности, во-вторых, тем, что со временем появляется все больше и больше культурных ценностей, при этом о культуре прошлого человечеством не забывается. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к некоторым произведениям литературы.

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассуждал о том, что культура «движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей», которые «не сменяют друг друга». Причем публицист под культурой понимает не только культуры прошлого, но и культуры отдельных стран. Автор призывает изучать «культуры, удаленные от нас во времени и в пространстве древних и других стран». Новые культурные ценности, по мнению Д.С. Лихачева, не уничтожают старые, а присоединяются к ним и «увеличивают их значимость». Человечество сближается, как отмечает публицист, не путем «стирания различий в культурах» и «уничтожения индивидуальности культур», а путем выявления и осознания этих различий, «на основе уважения и терпимости к «индивидуальности» культур».

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Многогранность культуры объясняется автором взаимодействием тех 25 культур, которые он выделил в истории человечества.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что культура многогранна, поскольку она включает в себя культурные ценности разных эпох и цивилизаций.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Дай жизнь своим берегам. Женщина увидела Мудреца, проходившего мимо ее двора, и пригласила отдохнуть под сенью орехового дерева» (по тексту Амонашвили)
  • «Учитель. Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе» (по тексту Яковлева)
  • «В туннеле артезианского колодца. Мой проводник зажег свечу. Перед нами зияло черное отверстие подземной штольни» (по тексту Гиляровского)
  • «Шинель без хлястика. Была вечеринка. Мать хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей: парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников» (по тексту Астафьева)