9.3. Чем опасно малодушие? (по тексту А.И. Куприна)


Нравственный выбор – это ситуация, при которой человек должен совершить выбор. Как правило, в таких ситуация один из возможных вариантов основан на нравственности, а другой – нет. Нравственный выбор отличается тем, что человек стоит перед несколькими диаметрально противоположными путями, которые приведут человека к совершенно разным последствиям. В этом заключается сложность выбора, ведь от выбранного пути зависит будущее человека. Одни люди задумываются о возможных последствиях каждого варианта, другие – не думают об этом и выбирают вариант, а после жалеют о нем. Последних людей можно назвать малодушными. Часто бывает такое, что встать на «путь нравственности» намного сложнее, чем встать на «путь безнравственности». Малодушные люди, находясь перед нравственным выбором, выбирают более простой путь, который, по сравнению с другим путем, приносит негативные последствия.

Проблема нравственного выбора и малодушия поднимается в тексте А.И. Куприна.


Текст начинается с того, что к новому воспитаннику Буланину подходит «старичок», которого привлекли пуговицы на куртке Буланина. Новенький радуется вниманию к себе, хвалится своими пуговицами, говоря о том, что они пришиты настолько крепко, что их невозможно оторвать. Казалось бы, на этом диалог можно было бы завершить, однако Буланин предлагает собеседнику самому проверить, насколько прочно пришиты пуговицы. После попытки нового знакомого Буланина оторвать пуговицы пытаются и другие воспитанники. Дело доходит до самого сильного «старичка»: Грузова. Он не сразу, но все же отрывает пуговицу, нашитую на куртку Буланина. Уже после этого главный герой испытывает угрызения совести, ведь то, что Буланин предложил ребятам оторвать пуговицу, означало то, что он совершил по отношению к своей маме, бережно пришивающей пуговицы, безнравственный поступок. Автор показывает, что Буланин, находясь перед нравственным выбором, поступил как человек малодушный, что он выбрал легкий путь, который принес ему только разочарования и чувство стыда перед мамой.

Поднятая в тексте проблема затрагивается во многих художественных произведениях. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» особое внимание уделяется поступку Понтия Пилата. Познакомившись с арестованным философом-бродягой, прокуратор Иудеи оказывается перед нравственным выбором: отпустить Иешуа Га-Ноцри и поплатиться собственной карьерой, так как отпустить человека, обвиненного в преступлении против кесаря, означало лишиться должности; или признать Иешуа Га-Ноцри виновным и не подвергать опасности собственную карьеру. Понтий Пилат задумывается над последствиями каждого возможного решения. Он не хочет подписывать смертный приговор Иешуа Га-Ноцри, но все же боязнь потерять свою должность оказывается выше. Понтий Пилат поступает малодушно: он признает Иешуа Га-Ноцри виновным, и его вскоре казнят. Понтий Пилат не может смириться с собственным поступком, он чувствует вину и упрекает себя за свою трусливость.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нравственный выбор – это нахождение человека между «хорошим поступком» и «плохими поступком». Второй поступок совершают малодушные люди, которые не готовы выбрать более сложный путь.

С полным текстом А.И. Куприна можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 1 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение» - И.Г. Милославский
  • 9.2. «Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями...» (по тексту А.И. Куприна)