9.3. Чем опасно тщеславие? (по тексту Л.Н. Андреева)


Тщеславие – это внутреннее качество, связанное со стремлением человека показать всем вокруг собственное превосходство. Тщеславные люди всегда хотят казаться лучше всех остальных, всегда хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле. Для тщеславных людей важно доказать собственное превосходство как самому себе, так и всем окружающим людям. Тщеславие является отрицательным качеством, так как оно приносит негативные последствия. Особенно опасно тщеславие тем, что человек не может объективно смотреть на окружающий мир, не может признать собственные ошибки и недостатки, не может смириться с тем, что есть люди, которые преуспевают в каком-то деле больше, чем он. Тщеславие приводит человеку к совершению странных, противоречивых и даже абсурдных поступков.

На тему того, что такое тщеславие и чем оно опасно, размышляет Л.Н. Андреев в своем тексте. Здесь говорится о певце Энрико Спаргетти, у которого был настолько «чарующий голос», что он получил прозвище Орфей. Со временем Энрико стало не нравиться, что его сравнивают с каким-то Орфеем, он начал сомневаться в том, что этот Орфей действительно имеет отличный голос, каким владеет он сам. Л.Н. Андреев подчеркивает тщеславие главного героя: «И неужели этот тенор был настолько лучше меня, что меня украшают его именем? Я в этом сильно сомневаюсь». Энрико хотел быть лучше Орфея, и даже после того, как он узнал, что Орфей – герой мифов, а не реальный человек, он хотел доказать всем вокруг, что лучше Орфея. Л.Н. Андреев показывает, что стремление продемонстрировать собственное превосходство управляло Энрико, вело его к совершению странных поступков: певец делает попытку показать людям, что его голос настолько хорош, что его будут слушать ослы. И даже когда эта попытка оказывается неудачной, гордый и тщеславный Энрико не отказывается от своего желания доказать то, что он лучше Орфея. Герой предпринимает попытку перекричать ослов, но у него ничего не получается. Л.Н. Андреев показывает, что Энрико не может смириться с тем, что кто-то оказался лучше него, что он не может объективно оценивать собственные способности, не может смотреть на реальный мир трезво и справедливо. В этом и заключается опасность тщеславия.


Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих произведениях литературы. В произведении А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» показан образ тщеславного человека. Сальери завидует Моцарту, но все равно считает себя лучше него. Тщеславие Сальери приводит к тому, что он решается на убийство Моцарта. А.С. Пушкин показывает, к каким трагичным последствиям приводит человека желание всегда быть лучше остальных. Тщеславие Сальери не позволяло ему объективно смотреть на мир, он не хотел признавать то, что Моцарт лучше него. Сальери стремился показать собственное превосходство, однако он не имел таких способностей, которыми владел Моцарт, способный создать настоящее произведение искусства всего за несколько часов. Зависть и тщеславие Сальери губит талантливого Моцарта.

Таким образом, тщеславие – отрицательное качество, основанное на желании доказать всем вокруг свою исключительность, продемонстрировать свое превосходство; это качество часто приводит к негативным последствиям как для окружающих, так и для самого тщеславного человека.

С полным текстом Л.Н. Андреева можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 21 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней» - Л.А. Введенская
  • 9.2. «А Орфей жалел? Нет, я их перекричу! Я их перереву!» (по тексту Л.Н. Андреева)