«Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры...» (по тексту Чехова)

Одна из проблем, поставленная автором текста:

Проблема признательности. (По отношению к кому люди испытывают признательность?)



По отношению к кому люди испытывают признательность? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Антон Павлович Чехов, русский писатель, прозаик, драматург.

Размышляя над проблемой признательности, Чехов рассказывает легенду о враче, пользовавшегося огромным уважением со стороны окружающих людей, потому что он был первоклассным специалистом и добрым, отзывчивым, сострадательным человеком.

Чехов пишет, что «признательность жителей не имела границ», во всем городке не нашлось бы ни одного человека, который бы хотя бы в мыслях пожелал земскому врачу что-то недоброе. Этот врач срывался на помощь в любое время дня и ночи, забывал о еде и сне, когда нужно было кому-то помочь. Сам он был тяжело болел чахоткой, но если было нужно, то он ради пациента даже взбирался на горы, пренебрегая одышкой, жаждой и зноем. Денег и подарков врач не брал, свою помощь он оказывал безвозмездно. «У него в груди бьется ангельское сердце», – считали жители городка. Доктор действительно любил своих пациентов и, если они умирали, то он следовал в траурной процессии и горько оплакивал покойного.


Казалось, что доктор при жизни своей «святостью оградил себя от всего злого», тем не менее, однажды его нашли в овраге убитым. Тяжелая завеса скорби опустилась на городок: никто не хотел верить в то, что случилось. Судьи, проводившие следствие, столкнулись с рядом улик и вышли на след подозреваемого, но они были убеждены, что не могло оказаться на свете такого человека, который был смог поднять руку на доктора. Рассудив, что врач, видимо, сам упал в овраг и расшибся, они оправдали подозреваемого под одобрительные возгласы толпы.

Таким образом, автор приходит к выводу, что люди испытывают признательность к тем, кто несет добро и сострадание, кто являет образец бескорыстия, альтруизма. Примеры этому подтверждают многие литературные произведения.

Так, например, в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», автор весьма признателен своим первым учителям – молодым супругам, приехавшим в деревню Овсяновку после института. Муж и жена обустраивали школу с нуля в обычной бревенчатой избе с печным отоплением, на собственные средства покупали письменные принадлежности и учебники. Учителя добились того, что все дети научились читать и писать, занимались дальнейшим обустройством школы и закупкой учебников. Они даже пригласили фотографа, чтобы он снял ребят, оставив им память о школьных годах. Это было непросто и дорого, ведь фотограф ехал из города вместе с аппаратурой, его нужно было где-то разместить на ночлег. Учителя решали все эти вопросы, потому что искренне хотели доставить ребятам радость. Жители очень уважали учителей за их отзывчивость, готовность всегда прийти на помощь и отвечали им добром. Так, например, когда учительница была беременна, деревенские бабы помогали ей по хозяйству, а ее супругу починили порванные валенки.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что люди всегда испытывают признательность к добрым, сострадательным, бескорыстным людям. Они ценят их душевные качества и отвечают добром на их доброту.


Текст Чехова А.П.




Еще сочинения по пособию И.П. Цыбулько:

  • «Об этом человеке носились странные слухи: говорили, что он был нелюдим, ни с кем не знался...» (по тексту Герцена)
  • «Однажды вечером, подготовляясь к завтрашнему уроку по проклятой фортификации...» (по тексту Куприна)
  • «Тётя Полли и Гильдегарда взяли крошечный карманный фонарик с рефлектором (для осмотра горла)...» (по тексту Лескова)
  • «Погода после мокрого снега уже дня три стояла тихая, тёплая и ясная...» (по тексту Толстого)