9.3. Что такое жизненный опыт? (по тексту К.Г. Паустовского)

��


Жизненный опыт – это те знания, которые человек собирает все свое прошлое существование и которыми человек пользуется в дальнейшем. Жизненный опыт предполагает, что человек запоминает все прежние чувства, которые ему пришлось пережить, и пользуется теми навыками, которые уже успел сформировать. Накопленные знания помогают человеку не совершать ошибок в дальнейшем. Без жизненного опыта человек каждый раз бы совершал ошибки, каждый раз бы находился в состоянии ощущения неизвестности. Жизненный опыт – весь тот багаж знаний, умений и навыков, который с каждым годом и даже с каждым днем увеличивается. Стоит отметить, что накопление жизненного опыта происходит и через опыт самого человека, который запоминает как благополучные, так и негативные последствия, и благодаря советам и наставлениям других, более опытных людей.

Проблема жизненного опыта поднимается в тексте К.Г. Паустовского. В нем рассказывается о приобретении жизненного опыта рассказчиком. Когда герой помогал Иванову переносить продукты, он стыдился этого, потому что это была работа денщика. Иванов увидел, что рассказчик стесняется, поэтому помог ему понять, что он не делает чего-то дурного, за что можно было бы стыдиться. Иванов дал рассказчику метод справляться со стеснением: «Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть прием – смотреть людям прямо в глаза» (предложение 17). К.Г. Паустовский показывает, что Иванов – человек с богатым жизненным опытом, так как метод его действительно работал: те люди, которые ехали навстречу, сначала смеялись, а затем, видя уверенный взгляд Иванова, отводили глаза и смущались сами. В тексте показано, как Иванов передает свой жизненный опыт еще неопытному рассказчику, показано, как рассказчик обретает жизненный опыт. Благодаря действиям Иванова рассказчик понимает, что не нужно стесняться того, что не привыкли делать другие люди. Герой понял, что если сам поступок непостыдный и недурной, то его нечего стыдиться.


Поднятая в тексте проблема находит отражение и в других художественных произведениях. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано накопление жизненного опыта Петром Гриневым. Если раньше он стремился к праздной жизни и вел себя как настоящий недоросль, то дальнейшие события оказали на мировоззрение Петра Гринева большое воздействие. По-другому относиться к окружающему миру главный герой стал еще после того, как его отец дал ему наказ: «Береги честь смолоду». Отец Петра Гринева передал свой жизненный опыт. Главный герой, оказавшийся перед нравственным выбором, руководствовался принципами чести и достоинства, то есть теми нравственными ориентирами, которые поставил во главе ранее. А.С. Пушкин, показывая развитие образа Петра Гринева, его эволюцию, демонстрирует, что жизненный опыт служит опорой для человека, помогает ему сделать тот или иной выбор, который скажется на дальнейшей жизни.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт – это накопление знаний, умений и навыков благодаря положительным и негативным чувствам и эмоциям, с которыми человеку пришлось столкнуться в жизни лично, и благодаря чужому жизненному опыту, который передается человеку в виде советов и наставлений.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 29 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Основным и определяющим признаком художественного стиля является образная интерпретация явлений окружающей жизни» - И.Р. Гальперин
  • 9.2. «Я был благодарен Иванову за то, что он отучил меня от привычки стесняться простых вещей» (по тексту К.Г. Паустовского)