9.3. Что значит быть самостоятельным человеком? (по тексту Ю.И. Коваля)


Под самостоятельностью можно понимать качество человека, основанное на умении распоряжаться своей жизнью без чужой помощи, лично неся ответственность за те поступки и решения, которые принимались человеком сознательно. Что же значит быть самостоятельным человеком? Это значит свободно от мнения окружающих людей принимать важные решения, единолично управлять собственным существованием, не надеясь на помощь других людей, и нести ответственность за все совершенные поступки. Доказать справедливость данной точки зрения можно, опираясь на текст Ю.И. Коваля и на читательский опыт.

В тексте Ю.И. Коваля показано, что отец рассказчика дал своему сыну понять, что тот повзрослел и стал более самостоятельным человеком. Рассказчик, за которым шла собака, рассуждая о том, как на появление пса в доме отреагирует отец, думал о том, что он скажет, чтобы в доме и духу собаки не было, аргументируя это тем, что отец не проявлял любви ни к каким животным, кроме лошадей. Однако читатель понимает, что заводить животных отец не разрешал по другой причине: герой был слишком мал, чтобы заботиться о живом существе. Разрешение отца оставить собаку, но с условием, что вся забота ляжет исключительно на рассказчика, стало признаком того, что рассказчик – теперь не маленький, что он «сделался «сам»». Герой, от лица которого ведется повествование, характеризует осознанную им самостоятельность тем, что теперь он имеет право заводить любое домашнее животное, но при этом он должен сам нести ответственность за него: «Сам пою, сам кормлю, сам воспитываю, сам за все отвечаю». Так, самостоятельность рассказчика проявлялась в заботе о собаке без чьей-либо помощи и в ответственности за ее жизнь и здоровье.


О том, в чем проявляется самостоятельность, заставляет задуматься и роман В.А. Каверина «Два капитана». Сане Григорьеву еще в школьном возрасте пришлось столкнуться со многими жизненными трудностями и препятствиями. Когда умер отец, а затем мать, а самого Саню должны были отправить в детский дом, он принимает решение сбежать из города Энска в Туркестан. Главному герою, оказавшемуся в московской школе-коммуне, приходилось самостоятельно принимать все важные решения, поскольку у него не было родителей, которые отвечают за детей-школьников. То, что Саня Григорьев пошел за своей мечтой, поступив в летную школу, не завися от мнения и интересов других ребят, например, друга Вали Жукова, который совершал действия, направленные на становление профессором в области зоологии, говорит о самостоятельности героя. Решение найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова и доказать причастность Николая Антоныча к гибели экспедиции – это то же поступки самостоятельного человека, который знает, чего он хочет от жизни.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что самостоятельным человеком можно назвать того, кто проявляет свободу в принятии важных решений, не надеется на постороннюю помощь и несет ответственность за свои поступки.




Вариант 23 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными синонимами» - учебник «Современный русский язык» Д.Э. Розенталя, И.Б. Голуб, М.А. Теленковой
  • 9.2. «Раньше я был младший ребенок, а теперь сделался «сам», и маленькая беленькая собачонка – первый признак моего нового положения» (по тексту Ю.И. Коваля)